Ссылки для упрощенного доступа

"Его бороды и халата достаточно!" Принца зовут в концлагерь


Мухаммед бен Салман
Мухаммед бен Салман

Саудовские патриоты встали горой за королевского сына, который одобрил меры Китая против мусульман. Уйгуры желают ему пережить то же, что и они.

Накануне визита наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Салмана (МБС) в Китай наблюдатели стали делать прогнозы: коснется ли он темы "лагерей перевоспитания", где, по оценке ООН, удерживаются до миллиона мусульман-уйгуров, или промолчит?

Уйгуры надеялись, что в ходе визита сын Служителя мусульманских святынь замолвит о них словечко: призовет Пекин смягчить свою позицию по поводу жестокого обращения с национальным меньшинством из провинции Синьдзян. При этом наблюдатели готовились осудить наследного принца, если тот продолжит закрывать глаза на эту громкую тему.

"Нельзя заявлять, что ты лидер исламского мира, и при этом игнорировать страдания/гонения на религиозной почве миллионов уйгурских мусульман в Восточном Туркестане. У наследного принца Саудовской Аравии есть возможность нарушить молчание, призвав Китай закрыть лагеря", - отмечал Всемирный уйгурский конгресс на своей странице в твиттере.

Однако Бен Салман превзошел прогнозы: не промолчал, не призвал закрыть, а поддержал политику Китая.

"Китай имеет право принимать меры, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом во благо своей национальной безопасности", - приводит его слова китайское телевидение.

В ответ в соцсетях развернулась битва. Тысячи шокированных таким заявлением стали делиться арабоязычным хештегом "МБС (Мухаммад Бен Салман) поддерживает геноцид уйгуров". Возникло мнение, что королевский сын "благословил репрессии против мусульман".

Кампанию начал аккаунт "Турки Шахлюб", называющий себя оппозиционным саудовским журналистом (в Саудовской Аравии считают, что он продукт спецслужб Катара). Он призвал "помочь мусульманским братьям в Китае хотя бы твитом", тем самым "опозорив убийцу, Бен Салмана".

Ему вторят рисунки, демонизирующие принца.

В предательстве обвинила принца Таваккул Карман, йеменский оппозиционный политик и руководитель организации "Женщины-журналисты без цепей".

"Предатель Мухаммед бен Салман говорит, что удерживание Китаем миллионов мусульман-уйгуров под арестом в крайне плохих условиях - это 'законная борьба против терроризма'. Повторяем этому безрассудному подростку во второй и в третий раз: твое мрачное королевство и есть мать и отец терроризма. Более того, бренд 'терроризм' и придуман для него", - написала Карман в твиттере.

Если бы Бен Салман был гражданином Китая, его бы непременно поместили в лагерь перевоспитания. Так считает организация DOAM, которая отлеживает репрессии против мусульман.

"Его бороды и халата было бы достаточно!", - отмечает DOAM в твиттере.

С просьбой к Китаю отправить королевского сына в лагерь стали обращаться сами уйгуры.

Однако позиция Бен Салмана по уйгурскому вопросу не обратила против него его сторонников. Патриоты королевства, которые в соцсетях признавались в любви королевскому сыну и увешивали свои страницы его фотографиями, стали, судя по всему, даже тверже в своих чувствах. Они не ополчились против уйгуров, не стали называть их террористами, а развернули кампанию против внешних "врагов" династии Аль-Сауд. Иными словами, отреагировали в духе "а на себя посмотрите".

Досталось Катару, Турции, Ирану.

Ответный хештег фанатов МБС: "Тамим поддерживает геноцид уйгуров" (эмир Катара Тамим бен Хамад съездил в Китай в январе по приглашению главы государства).

Ирану они напомнили о смертных казнях в стране – над фотографией повешенных людей надпись: "Разве бывает терроризм хуже, чем этот?" (при этом умолчали о том, что в Саудовской Аравии также исполняются смертные приговоры).

Ну а президенту Турции Реджепу Эрдогану припомнили массовые убийства армян в Османской империи в начале 20 века.

"Эрдоган поучает нас в связи с делом Хашогги, которое рассматривается саудовскими судами, пытаясь забыть черные страницы истории [своего государства] и резню армян", - пишет аккаунт под ником "Я саудиец и горжусь этим".

Кстати, Турция тоже отреагировала на заявление Бен Салмана. На заседании Совета ООН по правам человека глава МИД Мевлют Чавушоглу отметил, что Анкара признает "право Китая на борьбу с терроризмом", однако призывает его отделять "террористов от ни в чем не повинных людей". На заседании к турецкому министру присоединился представитель МИД Великобритании Тарик Ахмад, заявив, что Лондон "глубоко обеспокоен преследованиями уйгурских мусульман в Синьдзяне".

Напомним, что Китай продолжает отрицать обвинения в жестоком обращении с мусульманским меньшинством. Но по крайней мере его власти уже не опровергают наличие таких "лагерей перевоспитания".

Эксперты считают, что позиция наследного принца Саудовской Аравии по уйгурам обусловлена внешнеполитическими интересами монархии: династия направила свой взор на Восток. С момента, как Бен Салмана объявили кронпринцем, он пользовался расположением в странах Запада – был желанным гостем во многих столицах. Но ряд факторов, в числе которых гонения на оппозицию внутри королевства, продолжающаяся война в Йемене, которую с 2015 года ведет Арабская коалиция во главе с Эр-Риядом, постепенно отдалили западных лидеров от 33-летнего наследника престола. Решающим событием стало убийство журналиста Джамаля Хашогги в генконсульстве Саудовской Аравии в Стамбуле в октябре 2018 года.

Как отмечает корреспондент журнала "Economist" Николас Пелхам в заметке "Темный принц", подводя итоги прошедшего года, "русские, китайцы и даже иранцы вежливо промолчали, когда западные столицы подняли волну мирового возмущения в связи со смертью Хашогги".

А реверанс в сторону Пекина, между тем, уже приносит свои плоды. Вслед за визитом источники "Рейтер" сообщили: Саудовская Аравия планирует увеличить экспорт нефти в Китай до 1,5 миллиона баррелей в день, что позволит ей обогнать Россию и стать самым крупным поставщиком черного золота в Поднебесную.

XS
SM
MD
LG