Ссылки для упрощенного доступа

"Потолок рушится, штукатурка осыпается"


Как живут бежавшие из Абхазии грузины

27 сентября в Грузии отмечают день падения Сухуми. 25 лет назад в этот день грузинские отряды утратили контроль над Абхазией. Война между национальной гвардией Грузии и абхазскими сепаратистами продолжалась 13 месяцев и 13 дней. В этой войне грузинская сторона потеряла тысячи человек, еще сотни тысяч этнических грузин стали переселенцами.

Некоторые переселенцы уже 25 лет живут в Цхалтубо в бывшем советском санатории "Айя", где когда-то отдыхала партийная номенклатура. В первые годы после войны тут были заняты почти все комнаты, сегодня в санатории остаются всего несколько семей, которым некуда идти.

"Потолок постепенно рушится, штукатурка осыпается. Во время дождя вода попадает прямо в комнату. Постоянная сырость. Так и живем", – говорит переселенка из Абхазии Лейла Хорава.

До войны Лейла с супругом жили в Сухуми. Город покинули 28 сентября – на одном из украинских военных кораблей, которые были специально отправлены в Грузию для спасения переселенцев. Это был последний рейс из сухумского порта.

"Тот корабль вывез примерно пять тысяч человек в город Поти. Его сопровождал эскорт – катера, вертолеты. Но еще больше людей остались на причале, они просто не могли уместиться на борт. Потом мы узнали, что многих там расстреляли, а трупы сбросили в воду. Моя мать осталась в Абхазии, ее сожгли вместе с домом. Где похоронены останки – не знаю", – продолжает Лейла.

"Каждый день жду возвращения"

Соломон Болокадзе до последнего отказывался покидать Сухуми. В итоге, когда город пал, он оказался в плену. Соломону повезло – примерно спустя две недели его вместе с другими пленниками передали грузинской стороне. Говорит, что во время войны могли убить только за разговоры на грузинском языке. Но видел и то, как абхазы и грузины рисковали своими жизнями, спасая друг друга.

"Каждый день я жду возвращения. У меня здесь ничего нет. Я живу мыслями о возвращении. Там мой город, по улицам которого я бегал босым мальчишкой. Впрочем, я боюсь, что когда приеду туда, то уже не смогу там ужиться. Но я должен туда попасть. Нам с абхазами нечего делить. Мы тысячи лет жили вместе и не воевали. То, что произошло, было искусственным конфликтом, разожженным Россией", – уверен Соломон.

Сулико Мигинейшвили до 1993 года жил с семьей в прибрежном городе Очамчире. После войны супруги переехали в Рустави. Здесь Сулико решил создать "маленькую Абхазию" – прямо под окном советской девятиэтажки.

"Здесь мне все напоминает о родине. Я все сделал своими руками, построил маленькую церковь. Саженцы растений мне привозили из Абхазии, но что-то, к сожалению, не прижилось, например, пальмы. Многие приходят сюда отдохнуть, здесь любят играть дети", – рассказывает Сулико.

Всего во время боевых действий Абхазию, по разным данным, покинули от 250 до 300 тысяч человек. Это преимущественно этнические грузины. От пяти до десяти тысяч грузин погибли во время боевых действий. Переселенцы в Грузии наделены особым статусом и получают ежемесячные пособия, включая ряд льгот. Но до сих пор сотни человек так и не получили от государства собственного жилья.

Абхазия (в советское время – автономная республика в составе Грузии) провозгласила независимость после войны с Грузией в 1993 году. Тогда независимость Абхазии не признали ни Грузия, ни другие государства мира.

В 2008 году после пятидневной российско-грузинской войны независимость региона признала Россия, а затем еще четыре государства, в том числе Никарагуа и Науру.

Грузия считает сепаратистские Абхазию и Южную Осетию территориями, оккупированными Россией, и обвиняет РФ в нарушении территориальной целостности страны, а сам факт признания независимости – частью аннексии Абхазии – региона, который ООН признает частью Грузии.

Звиад Мчедлишвили, "Настоящее время"

XS
SM
MD
LG