Ссылки для упрощенного доступа

Покушения на свободу слова


Дагестанские СМИ пытаются добиться расследования нападений на журналистов

Накануне главный редактор дагестанской газеты “Черновик” Маирбек Агаев направил жалобу главе СПЧ РФ Михаилу Федотову и Генпрокурору России Юрию Чайке на избиение двух журналистов издания.

Инцидент произошел 12 июня во время проведения антикоррупционного митинга: трое мужчин напали на журналисток издания Саиду Вагабову и Барият Идрисову, выхватили у них телефоны и угрожали им. Кроме этого, нападавшие сломали камеру журналистке Патимат Махмудовой.

“Черновику” удалось опознать нападавших. Ими оказались уроженцы Тляратинского района Дагестана Сурхай Магомедов, Гаирбек Ахмедов и Карим Касумов. Последний, как выяснилось, является фигурантом уголовного дела об убийстве сотрудника РГВК “Дагестан” Яхьи Яхьяева в 2010 году.

МВД отказалось квалифицировать нападение как воспрепятствование деятельности журналистов и возбуждать уголовное дело.

“Магомедов и Касумов были задержаны и после штрафа в 500 рублей за мелкое хулиганство, отпущены на свободу”, - пишет “Черновик“.

Газета обжаловала отказ полицейских в прокуратуре. Сейчас материалы находятся на проверке.

Между тем Совет по правам человека при президенте РФ рассмотрел обращение редакции “Черновика” и также попросил Генпрокуратуру вмешаться в расследование. “Очередное нападение на представителей средств массовой информации в Дагестане, где нерасследованными остаются более 16 убийств журналистов, нельзя оставить без внимания”, - говорится в пресс-релизе организации.

На уровне республики расследование этого дела не будут проводить должным образом, уверен заместитель главного редактора газеты “Черновик” Магомед Магомедов. Можно вспомнить много случаев, когда правоохранители отказывались заниматься нападениями на журналистов, поэтому издание решило задействовать федеральные структуры, пояснил он в интервью с “Кавказ.Реалии”.

“Конечно, такое бездействие силовых структур провоцирует разного рода заинтересованные силы как политические, так и криминальные применять агрессию к журналистам или общественным деятелям. Мы не считает, что действия нападавших можно списать на мелкое хулиганство. Тем более человек, который посягал на наших журналистов, является фигурантом уголовного дела о нанесении тяжких повреждений нашему коллеге Яхье Яхьяеву, которые привели к его смерти. Прошло столько лет, а дело только передано в суд. В такой ситуации у нас есть основания опасаться за жизнь наших журналисток”, - говорит Магомедов.

Видя такое попустительство, нападавшие будут знать, что останутся безнаказанными, отмечает журналист, об этом говорит и статистика убийств и избиений работников СМИ: из множества преступлений против дагестанских журналистов раскрыто лишь убийство заместителя главреда газеты “Хакикат” Малика Ахмедилова, но и в этом случае заказчиков не нашли.

“Как бы не хотелось говорить, что Кавказ является составной частью Российской Федерации, мы видим, что выполнение российского законодательства здесь имеет свои особенности. И когда журналисты описывают, например, преступления местных силовых структур, которые те оправдывают борьбой с терроризмом и экстремизмом, или теневые процессы в экономической и политической сферах, они становится между двух огней – силовиками и мафией, прочно срощенной с политическими структурами. Журналиста могут убить и на месте никто и никогда не будет это преступление расследовать, как это уже было с убийствами нашего учредителя Хаджимурада Камалова или журналиста Ахмеднаби Ахмеднабиева”, - резюмирует Магомедов.

Камалов был убит в 2011 году, а Ахмеднабиев в 2013. Ни то, ни другое убийство до сих пор не раскрыто.

Работа на Северном Кавказе всегда отличалась большой опасностью и журналисты здесь находятся в уязвимом положении, подтверждает сотрудник одной из чеченских неправительственных организаций. Причем нередко проблемы возникают и у тех, кто приезжает работать на Кавказ, достаточно вспомнить убийство Анны Политковской или избиение работников СМИ в прошлом году.

“Журналисты, живущие на Кавказе постоянно, в еще большей опасности. Здесь уровень несвободы выше, а власть тоталитарна“, - считает собеседник “Кавказ.Реалии”.

Он также отмечает, что ситуация разнится от республики к республики – так, в Дагестане, по его мнению, сложилась школа независимой журналистики, которая “выстояла, несмотря на большое давление”, в Чечне же работа свободных СМИ “практически невозможна”.

При этом собеседник “Кавказ.Реалии” уверен, что без глобальной перестройки системы не удастся решить проблему убийств и нападений на журналистов или хотя бы эффективно расследовать их, поскольку заказчиками этих преступлений нередко оказываются сами власти.

XS
SM
MD
LG