Ссылки для упрощенного доступа

Обстрелы мирных городов, "спецоперации", бессилие: сходства войны в Украине с чеченской


Грозный, 1995 год
Грозный, 1995 год

Россия 24 февраля вторглась в Украину. За последние три десятилетия РФ также вела войны в Чечне (в 1994–1996 и 1999–2009 гг.), Грузии (2008 год) и Сирии (2014–2021 гг.). Во всех этих конфликтах российскую армию обвиняли в неизбирательных обстрелах и гибели мирных жителей. Но впервые такие методы ведения боевых действия были "отработаны" именно в Чечне. Кавказ.Реалии проанализировал сходства войн в республике и войны в Украине.

Чечня дважды становилась объектом агрессии со стороны российской армии. С целью подавления сопротивления Москва наносила удары по населённым пунктам – как это сейчас происходит в Украине.

Бомбардировка Чечни началась за несколько месяцев до того, как правительство РФ приняло официальное решение о вторжении войск. В субботу, 15 октября 1994 года, в 15:00 "неопознанные летающие объекты", взлетевшие с российских военных аэродромов, нанесли удар с воздуха по ряду объектов в Грозном. В Москве категорически отвергли принадлежность самолётов Минобороны РФ.

Неделю спустя, 21 октября, ракеты ударили по центральному рынку Грозного и родильному дому, в общей сложности 140 жителей были убиты и сотни ранены. В Москве заявили, что это были провокации со стороны чеченских боевиков.

Примерно такого же рода заявление Кремль сделал после обстрела родильного дома в Мариуполе 9 марта, в ходе которого было полностью разрушено само здание больницы. Президент Украины Владимир Зеленский назвал это доказательством геноцида со стороны России. Европейские лидеры выразили протест в связи с обстрелом медицинского учреждения российскими войсками.
Официальные лица в России, как и в случае в Грозном в 1994 году, объявили о своей непричастности к произошедшему. Министр иностранных дел страны Сергей Лавров сказал: "Попавший под обстрел родильный дом в Мариуполе давно заняли бойцы батальона украинской нацгвардии "Азов".

Эвакуация разрушенного роддома в Мариуполе. 9 марта 2022 года
Эвакуация разрушенного роддома в Мариуполе. 9 марта 2022 года
Всё, что мы не имели в своё время, Украина имеет сегодня: людской потенциал, территорию, оружие, друзей

26 ноября 1994 года предпринимается штурм "чеченской оппозиции". Среди захваченных в плен практически не было местных жителей, но были российские контрактники, прошедшие подготовку в Кантемировской дивизии под Москвой. На следующий день российская авиация нанесла удары по населенным пунктам, военное командование вновь отвергло причастность к атакам.

С 28 ноября удары российской авиации становятся ежедневными и в некотором смысле демонстративными. Самолеты на низкой высоте пролетают над населенными пунктами. Происходят обстрелы скоплений людей, под удары попадают даже траурные процессии.

"Если бы воевала российская армия, то, по крайней мере, одним парашютно-десантным полком можно было бы в течение двух часов решить все вопросы",заявлял тогда министр обороны России Павел Грачев, отвечая журналистам, почему Москва не признаёт участие в боях в Чечне своих военнослужащих.

С декабря 1994 года, уничтожая 400-тысячный город Грозный с воздуха, артиллерией и танками, российские власти называли происходящее не войной, а "операцией по восстановлению конституционного порядка".

Сейчас в России запрещают называть войной происходящее в Украине – от СМИ требуют говорить о "спецоперации" российских войск. Как и 28 лет назад в Чечне, Москва не признаёт, что ее армия бомбит и обстреливает мирные города, утверждая, что это якобы делают сами украинцы.

Во время войны в Чечне российские солдаты зачастую отдавали предпочтение не российскому флагу, а советским знамёнам – их вывешивали на танках и БМП. Примерно то же самое наблюдается сейчас в районе Херсона.

Председатель правления совета ликвидированного в России "Мемориала" Александр Черкасов, который не понаслышке знает о ходе двух чеченских войн, считает, что боевые действия на территории Украины действительно можно сравнивать с конфликтами на Кавказе.

"Первое сходство – война не названа войной, это какая-то спецоперация в Луганской и Донецкой областях, но развёрнутая почему-то далеко от этих регионов Украины. В Чечне военный конфликт тоже никогда не был назван войной. То его называли установлением конституционного порядка и разоружением незаконных бандформирований, как это было в 1994–1996 годы, то контртеррористической операцией – с 1999 по 2009 год", – объяснил Черкасов в разговоре с Кавказ.Реалии.

Нет у здравомыслящих людей никакого сомнения, что Украина выйдет из этой бойни победителем

По его мнению, такой подход – не называть войну войной – российские власти используют, чтобы не было необходимости соблюдать нормы международного гуманитарного права и тем самым обеспечить себе полную свободу действий.

"Второе сходство, разумеется, заключается в действиях российских сил. В Чечне мы имели массированные неизбирательные удары, которые назывались точечными. Многие из этих случаев дошли до Европейского суда по правам человека, но виновные не наказаны ни за нападение на колонну беженцев, выходивших с территории республики, ни за бомбардировки населённых пунктов, названных "зонами безопасности", – продолжает правозащитник.

Черкасов указывает, что российское командование не учло опыт ошибок и преступлений в Чечне и в целом на Северном Кавказе, не наказало виновных, не исправило уставы и учебные программы, поэтому было бы странно предположить, что в Украине войска будут действовать иначе.

"Мы не имеем сегодня собственной информации с мест боевых действий в Украине, но каждый может сравнить происходящее с тем, что было в Чечне, в Южной Осетии, в Грузии, что было на востоке Украины с 2014 года, что было в Сирии. Каждый может сравнить и сделать выводы", – говорит собеседник.

Третье сходство между войнами, которые последние десятилетия ведет Россия, – это офицерский корпус, который формировался в 1990–2000-е годы на Кавказе и затем составил костяк в последующих конфликтах.

"Офицеры росли на этих войнах, поэтому трудно ожидать от них иного образа действий. Трудно ожидать от них иного отношения к гражданскому населению в Украине", – подытожил глава совета "Мемориала".

Кавказ.Реалии также поговорил об аналогиях двух конфликтов в Чечне и войны в Украине с Богданом Чеченским, начальником информационной службы добровольческого батальона имени Шейха Мансура, бойцы которого сражаются на стороне украинской армии. Он обратил внимание, что чеченский народ воевал с Россией "один на один, брошенный всем миром", а на вооружении у сопротивления были только автоматы и ручные гранатомёты, для которых не хватало боеприпасов, ни пушек, ни ракет вовсе не было.

"Всё, чего у нас не было в своё время, Украина сегодня имеет. Это людской потенциал, территорию, оружие, друзей, которые поддерживают её на государственном уровне. И нет у здравомыслящих людей никакого сомнения, что Украина выйдет из этой бойни победителем", – заявил собеседник.

10 марта – ровно две недели с начала войны в Украине. Всего за это время, по подсчетам Кавказ.Реалии, в ходе боевых действий погибли не менее 97 жителей Северного Кавказа. Из Чечни поступают сообщения о похоронах военных в селах Илсхан-юрт, Гудермес, Шали, Автуры и других.

XS
SM
MD
LG