Ссылки для упрощенного доступа

Кто России милее: атеисты или верующие?


В российских школах ввели преподавание религии, а президент публично говорит о Боге. Некоторые черкесские активисты, впрочем, уверены: в России охота идет скорее на верующих, чем на атеистов
В российских школах ввели преподавание религии, а президент публично говорит о Боге. Некоторые черкесские активисты, впрочем, уверены: в России охота идет скорее на верующих, чем на атеистов

Международный гуманистический и этический союз (IHEU) в недавнем своем докладе "О свободе мысли в 2017 году" выявил случаи притеснения нерелигиозных людей. Россия, где атеисты и агностики составляют почти десятую часть населения, - в списке стран с "крайней дискриминацией". Некоторые черкесские активисты, впрочем, уверены: в России охота идет скорее на верующих.

Как утверждают авторы доклада, хуже всего неверующим приходится в ряде государств Азии и Африки, в том числе Саудовская Аравия, Иран, Китай, Малайзия, Бангладеш, Египет.

"Крайняя дискриминация" имеет место в России, Турции, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Италии, Германии, Польше и др.

Наибольшая религиозная свобода зафиксирована в Японии, Бельгии, Нидерландах, Норвегии, США и ряде африканских стран: Мозамбик, Конго, Кот-д’Ивуар, Сьерра-Лионе, Буркина-Фасо.

Методы дискриминации обуславливаются внесудебными расправами, давлением со стороны властей, судебными преследованиями подозреваемых в богохульстве или оскорблении религии, в их бесследном исчезновении. Как утверждает докладчики, в некоторых странах изменение религии или отказ от нее даже карается смертью.

В России атеистами либо агностиками в настоящее время себя считает 13% населения, по данным социологов "Левада-Центра". Их количество сократилось почти в три раза, по сравнению с 1991 годом.

При этом, согласно опросу, каждый третий атеист в России верит в существование ада, а каждый четвертый - в существование дьявола. "Впрочем, при наличии в стране такой пенитенциарной системы, как ФСИН, это, в принципе, объяснимо", - отмечал в связи с этим сайт "Открытой России".

"Кавказ.Реалии" поинтересовался у черкесских активистов, как они рассматривают ситуацию с дискриминацией атеистов в республиках с черкесским населением в составе РФ

"Угрожают небесной карой и физической расправой"

По мнению жителя столицы Кабардино-Балкарии Нальчика Руслана, дискриминация там есть.

"Верующие считают, что обладают монополией на истину, и при этом активно набрасываются на остальных, угрожая не только небесными карами, но и физической расправой. Так, у нас был убит выдающийся черкесский этнограф Аслан Ципинов. Они жалуются на их притеснения со стороны тех же силовиков, но сами стремятся установить жесточайшую средневековую религиозную диктатуру", - считает Руслан.

Собеседник с сожалением отмечает, что политика государства, которая сильно отошла от декларируемой светскости, способствует насаждению религиозности в обществе, что приводит не к повышению толерантности, а как раз наоборот, к росту нетерпимости в обществе.

По его словам, принятый Госдумой закон об оскорблении чувств верующих дал им возможность уголовного преследования неверующих, которые теперь фактически лишены права публично отстаивать свои убеждения.

"Светскость - не прихоть, а выстраданная многовековой кровавой историей человечества необходимость. Другого пути нет, иначе диктат верующих вернет общество в мрачное средневековье. Еще в школы ввели преподавание религии", - считает Руслан.

"Убивают только верующих, атеисты приветствуются"

А активист из Адыгеи Амир отметил, что в черкесских регионах убивают только верующих.

"Атеисты только приветствуются", - говорит он.

По мнению другого адыгейского активиста Шамсудина Негуча, дискриминации неверующих нет в Адыгее по одной простой причине.

"Верующий человек не будет убивать другого из-за его идейных соображений. Всех, кто это творит (убивают якобы из-за веры) – это на самом деле неверующие ни во что люди. Поэтому никакой дискриминации неверующих нет. Еще преследовать людей из-за их религиозных предпочтений – это мракобесие в чистом виде", - считает черкесский активист.

Общественница из Кабардино-Балкарии Аида Герг также уверена, что в КБР сейчас атеисты всё чаще стали свободно высказывать свои взгляды.

"Несколькими годами ранее, в силу большой концентрации фанатически верующих, любое высказывание в позитивном тоне в адрес атеизма, национальных религий или христианства воспринималось в штыки. После убийства Аслана Ципинова был сильный конфликт идеологий, в процессе которого представители атеизма, агностицизма и приверженцев национальных религиозных взглядов ситуацию переломили в свою сторону. И по сей день, конечно, осторожность важна. Людей, не ставящих ни во что свободу слова и свободу вероисповедания, до сих пор не мало. Но повторюсь, тенденция - к улучшению ситуации", - считает активистка.

XS
SM
MD
LG