Ссылки для упрощенного доступа

Ингушетия покидает Россию


"Власть спокойно смотрит, как один за другим у нее забирают рычаги управления государством"
"Власть спокойно смотрит, как один за другим у нее забирают рычаги управления государством"

Почему выдворение родственников убийцы – это откат назад

Одной из причин падения Римской империи исследователи называют слабую эффективность гражданской администрации по сравнению с военной и неготовность государства должным образом реагировать на меняющиеся реалии.

Вот и в некоторых регионах России с государством активно начинают конкурировать общинные институты, опирающиеся не на Конституцию страны, а на законы гор. Ингуши, вероятно, решили последовать традициям своих соседей. "Кавказ.Реалии" уже писал о практике коллективной ответственности в некоторых частях российского государства.

В некоторых регионах России с государством активно начинают конкурировать общинные институты, основывающиеся далеко не на Конституции страны, а на законах гор.

На днях жители Нестеровского Сунженского района республики в ходе схода потребовали от членов семьи Ризвана Котиева, подозреваемого в совершении убийства телеведущего Амирхана Кокурхоева, покинуть это село во избежание новых конфликтов. Об этом сообщил агентству "Интерфакс-Юг" сотрудник администрации муниципального образования.

"Накануне в селе Нестеровское состоялся сход жителей с участием старейшин, представителей духовенства, местной власти, в ходе которого принято решение рекомендовать членам семьи 26-летнего Ризвана Котиева, нанесшего смертельное ножевое ранение своему соседу, известному журналисту Амирхану Кокурхоеву, покинуть село", - сказал муниципальный чиновник.

По его словам, участники собрания осудили убийство журналиста, к которому, как считается, причастны Руслан Джамалдинов и его сын Ризван Котиев, проживающие по соседству с погибшим.

Мусса Бекмурзиев рассказал "Кавказ.Реалии", что родственников подозреваемого никто насильно не выгонит.

Между тем известный в Ингушетии блогер, общественник и друг Амирхана Кокурхоева Мусса Бекмурзиев рассказал "Кавказ.Реалии", что родственников подозреваемого никто насильно не выгонит. "В наше время такое решение носит скорее рекомендательный характер. Никто не пойдет и не станет выгонять кого-то. У нас и так никто после убийства не живет рядом, даже в одном населенном пункте. Люди сами уезжают. Ситуация такая же, как если бы сосед по лестничной площадке убил другого соседа. Мирной и безопасной жизни там уже не будет", - отметил Мусса Бекмурзиев.

Традиция выселения из села людей, совершивших порочащие поступки, существовала у ингушей давно. Такие меры применялись не только для наказания людей, не придерживающихся адатов, но и во избежание новых конфликтов на почве сложившихся неприязненных отношений.

Однако директор ингушской правозащитной организации "Машр" Магомед Муцольгов обращает особое внимание на то, что решили рекомендовать покинуть село. Вместе с тем он отмечает, что подобные шаги противоречат тому же адату. "Хочу особо подчеркнуть: эти действия властей и отдельных жителей никак не соответствуют ни шариату, ни адату, и тем более российскому законодательству. По сути это - популяризация политических спекуляций и интриг, а если говорить с правовой точки зрения, не что иное, как поощрение антизаконных методов воздействия и проявления неуважения к конституционным правам граждан нашей страны", - возмущается общественник.

Хочу особо подчеркнуть эти действия властей и отдельных жителей никак не соответствуют ни шариату, ни адату, и тем более российскому законодательству, по сути это популяризация политических спекуляций и интриг.

Вместе с тем по факту преступления Следственным управлением СКР по региону было возбуждено уголовное дело по статье "убийство" УК РФ. Только не очень понятно, тут государство конкурирует или обслуживает альтернативный источник права. Ведь глава Ингушетии сам задавал тон, призывая полицию обратить особое внимание на семье подозреваемого. "Семья убийцы Амирхана Кокурхоева известна своей скандальностью, и мною дано поручение выяснить, поступали ли на них жалобы", - подчеркивал тогда Евкуров.

В свою очередь, Руслан Караев, экс-министр печати в правительстве Мурада Зязикова, заявил "Кавказ.Реалии", что идет мощная атака на власть. "Власть спокойно смотрит, как один за другим у нее забирают рычаги управления государством. Сама попрала Конституцию, теперь вынуждена наблюдать, как это делают на местах. Очень опасная тенденция", - отметил Караев.

Вместе с тем Караев добавляет, что такое происходит не только в Ингушетии. ""Джамааты" в Дагестане давно запретили явочным порядком продажу алкоголя и даже сигарет в селах республики. То же самое происходило и в Ингушетии. И власть молчала, делая вид, что ничего не происходит. Завтра, если этот процесс не остановится, будет еще больше фактов попрания основных конституционных гарантий", - предупреждает эксперт.

"Джамааты" в Дагестане давно запретили явочным порядком продажу алкоголя и даже сигарет в селах республики.

Доцент РГГУ, эксперт Российского совета по международным делам Сергей Маркедонов рассказал "Кавказ.Реалии", что это тот случай, когда "народное творчество масс" пытается выйти вперед государственных институтов. Между тем эксперт отмечает, что данный случай в российских реалиях не новый. "Но этот казус не новый. Аналогичных примеров мы можем немало найти в постсоветской истории той же Чечни или Дагестана", - поведал эксперт.

В то же время Маркедов заявляет, что такие прецеденты типичны не только для республик СКФО. "Да только ли в республиках Северного Кавказа такие примеры были? Можно вспомнить "сходы" в Ставрополье, на Кубани, в моей родной Ростовской области, когда приговаривались к "высылке" мигранты по коллективному принципу, а не по принципу индивидуальной вины", - освежает в памяти доцент РГГУ.

При этом Маркедов призывает государство не опаздывать и своевременно реагировать на случаи самосуда. "В чем тут проблема? Есть дела более или менее рядовые, а есть те, которые приобретают широкий общественный резонанс. И в такой ситуации проще всего говорить об эмоциях, незрелости народа в правовом отношении. Да, присутствуют обычно и эмоции, и правовая зрелость оставляет желать лучшего. Но чтобы не доводить ситуацию до широкого "народного творчества масс", властям надо с первой секунды завладеть инициативой, дать четкую оценку событиям и заявить о недопустимости самосуда. Но власти часто сами упускают инициативу, сами молчат или стараются приуменьшить масштаб проблемы. Таким образом, проблема комплексная, она шире, чем один отдельно взятый случай", - резюмирует Маркедонов.

Да только ли в республиках Северного Кавказа такие примеры были? Можно вспомнить "сходы" в Ставрополье, на Кубани, в моей родной Ростовской области, когда приговаривались к "высылке" мигранты, по коллективному принципу, а не по принципу индивидуальной вины.

Правда, в данном случае, как отмечалось выше, сами государственные структуры задают тон, таким образом, определяя траекторию развития ситуации далеко не в пользу государства.

С учетом того, что убийства в республиках Северного Кавказа происходят не так уж и редко, то вероятность к привыканию к решению вопросов вне правового поля довольно высокая. Вот и Муцольгов подтверждает это. "Хочу особо подчеркнуть, что подобные убийства происходят у нас не редко и рассматривать их нужно не в рамках общественно-политического поля, а в правовых рамках в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации. Без сомнения, подобные случаи незаконных действий властей и отдельных граждан в регионах стали возможны только благодаря попустительству и молчаливому согласию федерального центра", - констатировал правозащитник.

Параллельные правовые системы на Северном Кавказе, как отмечают эксперты, демонстрируют высокую степень конкурентоспособности по отношению к той, которую Россия не в силах внедрить в регионе. Но, как известно из истории, подобная немощность, вероятно, является показателем проигрыша государства. Провал может привести к плачевным последствиям для Левиафана. Ну что ж, поживем - увидим.

XS
SM
MD
LG