Мастер по малой форме скульптуры Нажибат Кандаева – из дагестанского села Согратль. В этом селе некогда жило много умельцев, в том числе и гончарных мастеров. Отличительной чертой всех работ Нажибат является то, что каждая из скульптур, - будь то старик, ослик или бабушка, опирающаяся на посох, – улыбаются. «В нашей жизни и так много негатива, я хочу, чтобы, глядя на мои работы, человек улыбнулся и мир стал чуточку добрее», – говорит мастер.
Глиняные улыбки дагестанской мастерицы
![Сегодня мастеров по скульптуре и гончарному делу можно встретить только в нескольких аулах Дагестана](https://gdb.rferl.org/20f3a99e-63a1-4b3d-bad7-ab63e958aae6_w1024_q10_s.jpg)
1
Сегодня мастеров по скульптуре и гончарному делу можно встретить только в нескольких аулах Дагестана
![Гончарное дело зародилось в Дагестане еще в шестом тысячелетии до нашей эры. Со временем увлечение керамикой превратилось в народный промысел. Занимались им в основном женщины](https://gdb.rferl.org/f1b82e83-ab30-4411-9331-86512ec21191_w1024_q10_s.jpg)
2
Гончарное дело зародилось в Дагестане еще в шестом тысячелетии до нашей эры. Со временем увлечение керамикой превратилось в народный промысел. Занимались им в основном женщины
![Сулевкент, Балхар, Джули, Нижний Дженгутай - когда-то имена мастеров из этих сел были известны за пределами республики, а их работы считались произведением искусства](https://gdb.rferl.org/d4005637-3c65-49a7-ab68-2ea8c826cfdd_w1024_q10_s.jpg)
3
Сулевкент, Балхар, Джули, Нижний Дженгутай - когда-то имена мастеров из этих сел были известны за пределами республики, а их работы считались произведением искусства
![Процесс работы над каждой фигуркой достаточно трудный. Сначала надо придумать сюжет, а затем уже подготовить глину](https://gdb.rferl.org/30401021-fda7-476a-8159-880d93bfc672_w1024_q10_s.jpg)
4
Процесс работы над каждой фигуркой достаточно трудный. Сначала надо придумать сюжет, а затем уже подготовить глину
![В работах мастерицы - мотивы повседневной сельской жизни: пахари, возвращающиеся с поля, телеги, нагруженные урожаем, старик, наигрывающий на пандуре незатейливую мелодию...](https://gdb.rferl.org/f8a0bf49-3f46-4294-8373-09d3d2669af4_w1024_q10_s.jpg)
5
В работах мастерицы - мотивы повседневной сельской жизни: пахари, возвращающиеся с поля, телеги, нагруженные урожаем, старик, наигрывающий на пандуре незатейливую мелодию...
![Нажибат уже давно мечтает о своей школе, с помощью которой смогла бы передать секреты мастерства ученикам, но без поддержки со стороны государства это просто невозможно](https://gdb.rferl.org/1be493ee-3451-4191-9ab1-f0201f8e1524_w1024_q10_s.jpg)
6
Нажибат уже давно мечтает о своей школе, с помощью которой смогла бы передать секреты мастерства ученикам, но без поддержки со стороны государства это просто невозможно
![В своих работах автор учитывает каждую деталь, каждая скульптура выдержана в национальном стиле](https://gdb.rferl.org/e7a8e0b1-763e-4589-90cf-e8ddce14125b_w1024_q10_s.jpg)
7
В своих работах автор учитывает каждую деталь, каждая скульптура выдержана в национальном стиле
![Излюбленные герои скульптора – старики](https://gdb.rferl.org/8a70608b-8f1b-49be-922e-1e2135b76f8d_w1024_q10_s.jpg)
8
Излюбленные герои скульптора – старики
![Все работы Нажибат объединяют... улыбки](https://gdb.rferl.org/644b31f1-69d5-4ed5-b7fd-78011df88b78_w1024_q10_s.jpg)
9
Все работы Нажибат объединяют... улыбки
![Впереди у нее еще немало задумок и нереализованных проектов, говорит скульптор. Реалии же таковы, что в наши дни интерес к изготовлению керамических изделий падает и передать секреты мастерства становится просто некому](https://gdb.rferl.org/b5a38da4-b847-47f5-abe3-112cfa3a0288_w1024_q10_s.jpg)
10
Впереди у нее еще немало задумок и нереализованных проектов, говорит скульптор. Реалии же таковы, что в наши дни интерес к изготовлению керамических изделий падает и передать секреты мастерства становится просто некому