Ссылки для упрощенного доступа

Горская эмиграция: осетины в Америке и Австралии


Цагараевы, представители одной из эмигрировавших в Америку осетинских семей
Цагараевы, представители одной из эмигрировавших в Америку осетинских семей

Эмиграция осетин в Америку и Австралию в начале XX века – уникальный феномен для Северного Кавказа. На заре столетия Соединенные Штаты и Канада были наиболее перспективными странами для трудовых мигрантов из Российской империи. Не зная языка и культуры стран чужого континента, люди покидали родину в надежде обрести работу, стремясь избавить от нищеты свои большие семьи.

Живя за тысячи километров от дома, осетинские эмигранты тосковали по родным горам. Не многие из них смогли вернуться: тысячи нашли покой на американских и австралийских землях.

Ввиду своей многочисленности эта этноконфессиональная группа стала значимой частью переселенческого потока через океан. Для горцев Северного Кавказа такое явление было необычным: в то время вряд ли кто-то еще из местных народов мог позволить себе так массово выезжать в далекие государства. Проторенной дорогой для большинства горцев на протяжении полувека оставалась миграция в Османскую империю, но туда уезжали не с целью обогащения: людей толкали на это политические или религиозные мотивы. А вот эмиграция осетин в начале XX века носила преимущественно экономический характер.

Об отходничестве осетин в Америку и Австралию чеченский историк Майрбек Вачагаев поговорил с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (СОИГСИ) Исламбеком Марзоевым.

Майрбек Вачагаев
Майрбек Вачагаев

– Уважаемый Исламбек, после мухаджирства осетин во второй половине XIX века в Османскую империю вдруг начинается новое направление миграции. На этот раз – далекая Америка. Что послужило причиной выбора ими столь далекой части света? Ведь даже сегодня, в XXI веке, далеко не каждый может себе позволить поехать в США, не говоря уже об Австралии. А мы говорим о начале XX века, когда туда хлынули не единицы, не десятки, не сотни, а в общей сложности тысячи.

Исламбек Марзоев
Исламбек Марзоев

– На самом деле начало XX века для Осетии ознаменовано массовым миграционным процессом, связанным с выездом осетин за пределы Российской империи. И основной поток мигрантов был направлен именно в страны Северной Америки, Канаду и США. Но, помимо этого, выезжали также и в европейские страны, Австралию, Маньчжурию.

И вот если для других этнических групп населения Российской империи эмиграция носила преимущественно этнический характер и политический (это как евреи и немцы уезжали), то для осетин она имела сугубо экономические и социальные причины. Основным мотивом эмигрантов из Осетии чаще всего была возможность накопить капитал и позволить решить свои финансовые проблемы, укрепить материальное благополучие своей семьи. Они стремились все-таки вернуться. Но были среди них и те, кто хотел остаться в новой стране и интегрироваться в новый социум. Можно сказать, что это было многоэтапное явление, бытовавшее в различных формах – от сезонных заработков до многолетнего пребывания за пределами Российской империи.

В эмиграции участвовали представители всех осетинских обществ. Она затронула практически все уголки Осетии. По имеющимся данным, документам, большая часть все же приходилась на равнинные селения. Это было, видимо, связано с близостью к городу, к основным магистралям внутри страны, но также уезжали и представители горных и далеких от столицы населенных пунктов. В осетинский язык вошли термины, которыми называли эмигрантов – тех, которые выезжали за пределы Осетии в Россию, в Сибирь, в Манчжурию, и специальный термин для выехавших в Америку.

– О каком количестве осетинского населения идет речь? Сколько всего осетин проживало в начале XX века в Российской империи, согласно первой переписи?

– Одна перепись нам дает цифру в 130 тысяч. По некоторым данным, выехало около 12% населения Осетии того времени. И выезжали в основном молодые люди 20–30 лет, это средний их возраст был. Мы имеем в виду самую работоспособную часть населения региона. Это большая цифра, и с учетом того, что не все вернулись, это большой урон генофонду.

– Исламбек, а что побудило вас обратить внимание на столь интересный факт в истории Осетии?

– В архиве есть документы, касающиеся мигрантов. Обратили внимание на масштабы, на количество выезжавших осетин того времени. На самом деле это феноменально, потому что, исследуя документы осетин, которые побывали уже в Канаде, в Соединенных Штатах (там списки по России), мы выбирали оттуда тех, которые имеют отношение к Осетии. И было видно, что ни один кавказский народ в таком количестве там представлен не был. Это было свойственно, похоже, только Северной Осетии.

– Вы это тоже заметили. И я не знаю ни одного кавказского народа, который бы так организованно выезжал в Америку – разве что армяне, которые были вынуждены переселиться в страны Европы.

– Попадались ингуши, попадались балкарцы, но это было единично. Может быть, это было связано еще с организацией, скажем так. То есть поездка в Америку стоила порядка 200 рублей. Кроме этого, около 100 рублей необходимо было иметь при себе при вступлении на американский берег. Сумма была немаленькая, и те, кто не имел в наличии таких денег, нередко обращались за кредитом в банк либо занимали их у родственников. Но при оформлении документов и в сопровождении до границы, а иногда и до самого места назначения, полагались на специальных агентов-вербовщиков, которые владели иностранными языками, а среди этих вербовщиков были и осетины. Есть несколько имен, которые занимались вот этой деятельностью. И те, кто не имел необходимых документов, часто пересекали границу нелегально и так добирались до американского континента. Поэтому, может быть, именно вот в организации этого процесса и кроется разгадка того, почему именно осетины массово имели возможность выезжать.

Дорога была тяжелая, и преодолеть ее в одиночку было чрезвычайно трудно. Путь от Владикавказа до Владивостока занимал 20 суток. Еще 12 суток уходило на то, чтобы добраться до Америки, потому что основными портами, через которые эмигранты выезжали, были Владивосток, Харбин. Или через европейские порты: в Курляндской губернии России – Либава, через Гамбург в Германии, Роттердам в Нидерландах, Великобританию, Италию, Грецию. То есть география была обширная. И поэтому выезжали чаще малыми или большими группами.

Наибольшее количество эмигрантов, зафиксированных в источнике, – это 500 человек. То есть группа из 500 молодых здоровых ребят. Многие из них, кстати, ехали заработать на калым, потому что это было таким важным пунктом в жизни кавказца, и это была одна из причин отъезда.

– Выбор Харбина, Дальнего Востока как-то был связан с финансовым положением или считалось, что западный берег Соединенных Штатов более привлекателен, чем восточный? Это имело отношение к выбору определенной работы на месте или низкой себестоимости проезда?

– Скорее всего, возможность более безболезненно преодолеть это расстояние. И имел вес, скорее всего, пункт назначения – куда он был ближе и куда было легче добраться. То есть западное побережье либо восточное. Я так думаю. Но могу ошибаться, конечно.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

– Я видел ваши книги, в них вы даете карту. Из нее следует, что как раз-таки западное побережье, по-моему, больше было охвачено осетинскими эмигрантами, не так ли? Калифорния, штат Вашингтон…

– Поначалу – да. Но недавно, года два назад, мы выпустили тоже небольшую книгу о захоронении осетин на территории Соединенных Штатов. И там в порядка 22 штатах находятся захоронения вот этих мигрантов-осетин, которые выезжали туда до Первой мировой войны, в начале XX века.

– В списках "Титаника" я видел тоже одного осетина – Кучиев. То есть человек ехал в Нью-Йорк и, видимо, был не очень бедным, если мог себе позволить взять билет на "Титаник". Но он, по-моему, из числа тех пассажиров, кто выжил. Вы можете что-то сказать о нем? Всего было двое российских пассажиров. Один – Дэвид Лившин, второй – этот Кучиев.

– Вы знаете, мой соавтор, Марина Плиева, развенчала вот этот миф. Потому что на самом деле Кучиев был среди мигрантов, но он был на другом корабле, который тоже потерпел крушение. Он выжил в этом кораблекрушении, уже вернувшись в Осетию, прожил достаточно долго, но в списках "Титаника" его не было. Там просто путаница произошла. В одно и то же время практически, очень похожая ситуация, но был другой корабль.

– Вы упомянули 22 штата. Как осетины обустраивались на месте? Как держались? Интересно, например, как люди из той группы в 500 человек сориентировались – как они разъехались по Америке?

– Конечно, проблемы были. Эмигранты сталкивались с рядом проблем, связанных с адаптацией в новой стране. Это было и трудоустройство, и отсутствие близких друзей, знакомых, и незнание языка, быта, обычаев народов тех, которые там проживали. Но те документы, которые имеются в нашем распоряжении, говорят о том, что довольно скоро проходило преодоление мигрантами-осетинами языкового барьера в принимающих странах, благодаря чему они уже получали более широкие возможности в занятости, в получении специального образования, медицинской помощи и т.д. То есть они были вынуждены быстро ознакомиться с языком.

Например, газета "Хабар" в 1909 году писала, что прибывающие осетины вызывают у американцев удивление своими костюмами. Однако спустя некоторое время они перенимали новый для них стиль одежды. И это хорошо видно по фотографиям, которые дошли до нас из Канады и Америки. Мы видим на них молодых людей в европейских костюмах с бабочками, галстуками, в шляпах, то есть абсолютно в скором времени они переняли образ уже западного человека. И это, наверное, говорит об их быстрой интеграции в новую для себя социальную среду.

Существовали целые артели, которые состояли только из осетин. Например, в Ванкувере на бумажной фабрике работали около 200 осетин

Несмотря на это, они в принципе продолжали следовать своим национальным культурным традициям. Но это касается взаимопомощи. Это было особенно важно в условиях изоляции от родины. Она проявлялась в помощи устройства вновь прибывших на работу. Там существовали целые артели, которые состояли только из осетин. Например, в Ванкувере, по-моему, на бумажной фабрике работали около 200 осетин из нескольких тысяч. Но это довольно-таки большая численность. И вот там же, в Ванкувере, осетины имели свое "Общество помощи безработным и больным осетинам". Многие из ранее прибывших, которые уже приобрели недвижимость, построили себе дома, занимались торговлей там, имели хорошую работу, выписывали свои семьи из Осетии и воссоединялись уже там, на новом месте. И они имели возможность помогать, поэтому в принципе взаимопомощь имела место. Также источники говорят, что осетины жили группами в больших городах. Так было легче выжить. Например, в Сиэтле один квартал был практически заселен только осетинами. Они имели свои столовые, свои чайные, места, где они могли встречаться и т.д. Но также имела место и кровная месть. То есть они, уезжая отсюда, везли с собой даже такие обычаи, как взимание кровной мести. И были люди, которые помогали примирять кровных врагов. Были такие случаи уже там, в Штатах. То есть ничто кавказское им не было чуждо.

– Вы упомянули о том, что потом они смогли вывезти свои семьи. А из тех, кто впервые выехал, были те, кто изначально брал с собой жену?

– Нет-нет. Семьи забирали в основном те, кто уже крепко становился на ноги. Дело в том, что многие осетины выезжали по нескольку раз. Сейчас для меня это очень удивительно и странно, потому что даже дорога до Москвы – хотя это сейчас самолет – не всегда дается легко. А здесь фактически на перекладных добирались до соседнего континента, и это делали по нескольку раз. Многие возвращались в Осетию, потом обратно выезжали через год-два, забирали братьев, друзей, родственников и ехали обратно. Курсировали. Многие так делали.

Осетины в США, 1911 г.
Осетины в США, 1911 г.

– Значит, выезды были неслучайными: люди знали, как быстро добираться до места назначения, как устроиться, как это организовать. К каким цифрам мы можем сегодня апеллировать, говоря об осетинской эмиграции в Америку?

– Тот источник, к которому я апеллирую, указывает на 15 тысяч человек, не менее 15 тысяч, которые составляли не менее 12% населения. Это на 1913 год. Да, но здесь еще и надо учитывать тот момент, что люди, которые выезжали, при оформлении документов использовали несколько разновидностей своих имен. То есть это могло быть имя, данное при рождении, имя, указанное в паспорте, имя, данное при крещении, если это был православный, или домашнее имя, которое также отличалось от всех остальных других. Также использовали имена, которые они принимали уже на новом месте. Так появились Джоны, Джеки и т.д. Вплоть до того, что на надгробных плитах они указывали свои вот эти новые англоязычные имена и измененные фамилии.

При всем этом очень тяжело было идентифицировать того или иного человека, то есть мы не могли понять по документам, это один человек или несколько разных, но с одной фамилией. И вот приходилось как бы с этими затруднениями немножко сталкиваться и решать их. Поэтому количество, может быть, меньше, чем заявлено в этом вот источнике. В любом случае это было масштабно. Это были тысячи.

– Если бы это была даже тысяча человек, для меня это все равно в буквальном смысле стало бы открытием. Прочитав, что осетины выезжали, я подумал сначала, что это могли быть десять, ну, или сто человек, но несколько тысяч – я считаю, что это уникальное явление для региона. Просто уникальное. Другого такого массового выезда с территории Северного Кавказа не случалось. Вот вы упомянули, что выезжали христиане, которые связаны с православием, а значит, выезжали и мусульмане. Как же им удавалось, скажем, существовать, ведь мусульманское население для того периода – редкое явление для Соединенных Штатов.

Могила Тембулата Гобаева на американском кладбище
Могила Тембулата Гобаева на американском кладбище

– Уезжали на самом деле представители всех конфессий: и христиане были, и мусульмане. И в социальном плане это были совершенно разные категории населения. Это были как крестьяне, так и городские жители, которые больше относились к мещанам. Также были и представители привилегированных сословий Осетии. И по образованию они отличались – и образованные, окончившие семинарию, школы, даже священники выезжали. Были люди с высшим образованием. Категории были совершенно такие разные и судя по захоронениям: есть захоронения с символикой как православной, так и мусульманской.

– А потомки тех, кто переселился, сегодня продолжают знакомиться с Осетией, интересоваться своей исторической родиной? Они знают свое происхождение? Или все-таки это уже ушло на второй план и они, будучи осведомлены о своих осетинских корнях, больше ощущают себя американцами?

Из Америки осетины присылали помощь сиротам, учащимся школ Северной Осетии... Даже присылались деньги на оборону СССР и т.д.

– Ну, насчет связей скажу, что до начала Второй мировой войны эта связь была более тесной. Вплоть до того, что из Америки осетины присылали помощь сиротам, учащимся школ Северной Осетии. И даже общество было в США, которое организовали эмигранты из Осетии. Оно называлось "Общество помощи сиротам Северной Осетии". Даже присылались деньги на оборону СССР и т.д. То есть контакты были. Но ввиду того, что много лет железный занавес разделял страны, конечно же, эти контакты у многих не сохранились. И сейчас, когда есть более технические возможности для общения, они начинают искать своих близких, находят их. Даже вот по нашей второй монографии есть случаи, когда люди обнаружили своих очень близких родственников в Соединенных Штатах и даже ездили к ним, уже виделись вживую. К сожалению, те, которые остались там, – большинство, конечно же, – растворились. Они ассимилировались, заключая браки с местными жителями, потеряли свою идентичность. Я так думаю, что все-таки Америка перемолола ту часть населения, которая там осталась из Осетии, с Кавказа.

– Есть ли потомки тех осетин среди известных на сегодня в Штатах деятелей в какой-то сфере?

– Ну, на сегодняшний день я не могу сказать о ком-либо конкретно, но по источникам мы знаем, что мигранты осваивали новые для себя профессии. Это были строители, железнодорожные рабочие, шоферы, слесаря и так далее. Известны случаи получения высшего образования теми эмигрантами, которые выехали. Например, в США был Георгий Таболов, который стал авиаконструктором. Было известно имя Хаджимарата Ласова, который получил высшее юридическое образование, стал адвокатом. Были люди, которые окончили Технический институт и стали инженерами, механиками и так далее. Кстати, есть такой момент: источники говорят также, что осетины шли неохотно работать в сферу сельского хозяйства. Для них это, видимо, было тяжело.

В Австралию эмиграция была не столь значительной, как в Канаду и США, но и она упоминается в вашей монографии. О каком количестве переселенцев в эту страну мы можем говорить? И в чем их отличие от тех, кто выбрал для себя Соединенные Штаты? Чем был обусловлен их выбор?

– В Австралию также попадали по экономическим соображениям. Скорее всего, это были переселенцы из Китая, Маньчжурии, откуда можно было ближе попасть туда. Но очень мало сохранилось документов об этих переселенцах. И мы можем говорить только о тех, которые служили в армии Австралии – так называемых анзаках (ANZAC – Австралийско-новозеландский армейский корпус. – Прим. ред.). И вот те, которые служили в этом воинском формировании, как-то и попали в статистику. К сожалению, их немного. Неизвестно, но, скорее всего, их было больше, но имена не сохранились.

***

Американская действительность вносила свои коррективы в образ жизни этнических осетин. В странах Северной Америки переселенцы знакомились с новыми видами сельскохозяйственной и промышленной техники, приспосабливались к современным условиям капиталистического труда, получали образование, осваивали новые профессии, изучали непривычный для их слуха английский язык. Часть эмигрантов интегрировались в американское общество и остались там, другие, заработав денег, вернулись на родину, где пытались применять свой опыт и знания.

Возвращение трудовых мигрантов было в интересах Советской России: страна в начале 1920-х годов остро нуждалась в квалифицированных кадрах. Однако назад приезжали лишь единицы. Важную роль в этом сыграла политика социалистического государства, воспринимавшего эмигрантов через призму чуждого капиталистического влияния.

Подписывайтесь на подкаст "Кавказская хроника с Вачагаевым" на сайте Кавказ.Реалии.

Слушайте нас на GOOGLE подкастыYANDEX MUSICYOUTUBE

XS
SM
MD
LG