Ссылки для упрощенного доступа

Северная Осетия: бульдозеры взяли древнюю крепость


В Северной Осетии началась травля археологов и гражданских активистов, которые подняли проблему разрушения "Зильгинского городища" (II-V вв). Памятником аланской культуры жертвуют ради прокладки автодороги "Владикавказ – Моздок".

"Кавказ.Реалии" уже писал, что общественники добились приостановки дорожных работ на участке, где располагался древний город. Изначально глава республиканского дорожного комитета Тариэль Солиев отрицал факт наличия там предметов старины. В ответ на это общественники опубликовали видеоролик с этими самыми предметами.

Впоследствии, правда, государственный телеканал "Осетия-Ирыстон" в развернутом репортаже фактически обвинил археологов и гражданских активистов в бездействии.

"У подножия древних холмов тишина. Нет ни общественников, ни защитников истории, требующих спасти остатки древнего города. Вся активность обеспокоенных происходит лишь в соцсетях", – отметили авторы сюжета.

Стены крепости
Стены крепости

На зильгинских курганах в эти дни действительно тихо. Никакие археологические работы не ведутся.

"Есть федеральный закон, который запрещает вести там какие-либо работы общественникам, археологам, тем более дорожникам. Даже представителям Северо-Осетинского института археологии и истории там нельзя вести какие-либо работы без «открытого листа» (разрешение на право производства раскопок археологических памятников в России – прим. ред.). Иначе их могут признать «черным копателем». А раскопки должны были инициировать заказчик строительства и подрядная организация. Но насколько мне известно, дорожники лишь сейчас обратились к специалистам за разъяснениями по получению «открытого листа»", – рассказал "Кавказ.Реалии" историк и гражданский активист Марат Цагараев. Он первый обратил внимание на проблему разрушения "Зильгинского городища".

Ранее группа молодых людей фактически воспрепятствовала проведению инженерно-земляных работ, вступив в конфликт с работниками подрядной организации из Дагестана. Под гусеницы бульдозеров никто не ложился, но машинистов буквально вытолкнули из кабин.

Крепостные стены городища находится на небольшой глубине, а захоронения по 3-5-метровым слоем земли. После проведения строительных работ здесь находили фрагменты человеческих костей. Ранее в этом месте проходила узкая проселочная дорога, а теперь раскинется трасса шириной 38 м.

Много веков хранивший в себе тайны аланской истории курган буквально разорван с левой стороны на 3 метра бульдозерами и экскаваторами. Достаточно немного осмотреться, как на глаза попадаются остатки человеческих костей и животных, а также обломки керамических сосудов. А катакомбы и вовсе присыпали землей.

"Это невероятный памятник, который уже разрушили – примерно на площади 3 тыс. кв м. Сейчас же надо попытаться спасти то, что осталось. Но уже пошли разговоры, что якобы местные археологи пытаются заработать на этой теме. Но речь идет именно о сохранении памятника истории, и не важно, кто займется этим вопросом", – говорит Цагараев.

Общественник напомнил, что несколько лет назад, прежде, чем начались работы по расширению федеральной трассы "Кавказ" в Кировском районе Северной Осетии, был обследован Змейский катакомбный могильник. Тогда к раскопкам были привлечены специалисты из различных регионов России, а дорожники основательно предусмотрели предстоящие работы по раскопкам.

Собеседник "Кавказ.Реалии" напомнил, что на строительство дороги "Владикавказ – Моздок" федеральный центр выделил 2,1 млрд рублей. Из этих средств можно было профинансировать научные работа на "Зильгинском городище", полагает он. По его мнению, при должном подходе в будущем остатки древнего города можно было включить в туристические маршруты. Но первоначальный проект не оставляет городищу никаких шансов.

Панорама с вершины городища
Панорама с вершины городища

XS
SM
MD
LG