Ссылки для упрощенного доступа

Храм или музей?


Шоанинский храм
Шоанинский храм

В Карачаево-Черкесии разгорается спор между осетинской диаспорой и местными властями относительно судьбы Шоанинского храма Святого Георгия

Буквально на днях североосетинская общественная организация "Лаба" направила обращение главе КЧР Рашиду Темрезову. В нем от имени 370 семей, выходцев из селения Коста Хетагурова Карачаевского района, выражается обеспокоенность передачей Шоанинского храма и земельного участка вокруг него в пользование Минтуризму и госучреждению "Аланский христианский центр на Северном Кавказе".

В письме сообщается о желании новых владельцев ввести на территории храма коммерческую и туристическую деятельность.

"Для нас храм является не только памятником культуры, но и святым местом, куда регулярно наши односельчане и паломники со всего мира приезжают помолиться. Мы убеждены, что на территории храма не должно вестись коммерческой деятельности", - считают авторы письма.

Они напоминают Темрезову, что не являются беженцами из республики, а в силу экономических и политических причин в 90-е годы в поисках лучшей доли в массовом порядке начали перебираться в Северную Осетию. Однако своей родиной по-прежнему считают Карачаево-Черкесию.

Лабинские осетины просят главу республики не превращать святое место в туристическую достопримечательность и закрепить памятник культуры за благотворительным фондом возрождения малых город и поселений "Лаба".

Храм Святого Георгия расположен над селением Коста Хетагурова (в простонародье Лаба). Это село основали выходцы из Нарского ущелья Северной Осетии в 1868 году. И волею случая они обосновались в непосредственной близости от одного из древнейших аланских храмов конца Х века, который расположен на отроге горы Шоана.

С тех пор храм стал главной святыней для местных осетин, тем более что святой Георгий особо почитаем у народа. И хотя службы в храме не проводятся на регулярной основе, два раза в год здесь бывает особо многолюдно. 6 мая в престольный праздник великомученика Георгия Победоносца сюда съезжаются выходцы из селения Лабы со всего юга России. Молящиеся приезжают сюда и в дни осетинского национального праздника Джеоргуыба, выпадающего на третью декаду ноября.

Однако совсем недавно по периметру храма появился забор, а перед въездом на его территорию установлен шлагбаум – святыню хоть как-то надо взять под охрану, считают власти Карачаевского района. И в этом с ними трудно поспорить: три года назад в Шоанинский храм нагрянули черные копатели, которые вскрыли пол и, очевидно, искали что-то ценное.

В храме
В храме

А в 2011 году храм и вовсе подвергся нападению вандалов – по всей вероятности, из числа религиозных фанатиков. Они подожгли храм, а для розжига использовали иконы. Тогда святыня восстанавливалась силами осетин: местные жители очищали стены храма от копоти, установили новые деревянные полы и двери.

Впрочем, и тогда представители Карачаево-Черкесского историко-культурного природного музей-заповедника были против того, чтобы культовый объект восстанавливался добровольцами. Якобы ремонтом объекта, который относится к памятникам культуры федерального значения и охраняется ЮНЕСКО, должно заниматься государство. Правда, бюджетных средств на храм вечно не хватало.

Возможно, сейчас региональные власти задумали взяться за объект древнего зодчества. Тем более, что повсеместно заявляется о развитии туризма в Карачаево-Черкессии. А один из древнейших православных храмов России, бесспорно, может стать одним из пунктов дорожной карты туристических маршрутов.

Власти Карачаевского района всерьез озаботились этим вопросом: помимо охраны, планируют облагородить территорию, провести к храму электричество, а вместе с тем установить лавки для продажи сувенирной продукции.

Кроме того, вход может стать платным для туристов. Как раз таки эта инициатива и возмутила осетинскую часть Лабы, которая против всякой коммерциализации объекта. Хотя ранее заместитель главы Карачаевского района Казбек Алботов опроверг предположения о том, что за вход будут взымать плату, назвав их нелепицей и даже провокацией. Он также попытался заверить осетин, что они смогут продолжить отмечать в храме православные и национальные праздники.

Однако осетины, уповая на то, что последние 150 лет именно они следили за храмом, просят сохранить за объектом исключительно религиозный статус. К решению вопроса они рассчитывают привлечь главу Северной Осетии Вячеслава Битарова и планируют в ближайшее время добиться встречи с ним.

XS
SM
MD
LG