Ссылки для упрощенного доступа

Гайдар Баммат, период утверждения политических взглядов


Г.Баммат первый слева, сидит рядом А. Мутушев, на переднем плане А.Кантамир, крайний справа П.Коцев
Г.Баммат первый слева, сидит рядом А. Мутушев, на переднем плане А.Кантамир, крайний справа П.Коцев

Гайдар–Бек (Хайдар-бей) Нажмутдинович Бамматов (Баммат) родился 3 ноября 1890 года в Темир-хан-шуре (ныне Буйнакск) в семье подполковника российской армии Наджмутдина Зияудиновича Бамматова, служившего начальником Таркинского участка Темир-Хан-Шуринского округа Дагестанской области.

Наджмутдин Бамматов стремился дать детям самое лучшее образование. Гайдар закончил Ставропольскую классическую гимназию, сыгравшую большую роль в формировании горской интеллигенции во второй половине XIX- начало ХХ вв. (к примеру, чуть ранее здесь учился и другой известный уроженец Дагестана, кавказовед Башир Далгат).

После завершения гимназии в 1906 году Баммат поступил на престижный юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Гайдар знал, что профессия юриста станет лучшим подспорьем в его юношеской мечте посвятить свою жизнь служению своему народу.

Здесь, в Санкт-Петербурге, Баммат становится вхож в своеобразное северокавказское землячество, где знакомится с будущими общественными и политическими деятелями Алиханом Кантамировым, Саидом Габиевым, Ахматханом Мутушевым и другими.

В 1910 году он начинает публиковаться в журнале «Мусульманин», издаваемом в Париже Магомед Беком Хаджетлаше. Баммат во многих статьях обращается к плачевному состоянию мусульманской общины империи.

Гайдар Баммат не раз будет возвращаться к исламской тематике. Уже на закате своей жизни, как бы подводя итог свой деятельности, он напишет в соавторстве со своим старшим сыном Наджмутдином одну из лучших работ по исламу в Европе, книгу «Лики ислама». Книга открылам многим французам доселе неизвестные стороны ислама.

После окончания университета в 1912 году Гайдар Баммат был направлен на работу в администрацию Кавказского Наместника.

Поначалу Баммат был принят кандидатом на административную должность нижнего чина в Хозяйственный отдел Администрации Кавказского Наместника. Но уже через год он дослужился до должности чиновника по особым поручениям при наместнике.

По своим политическим взглядам Гайдар Баммат был в какой-то мере близок к социал-демократам. Но спектр его мировоззрений был шире, особенно в части взглядов на исламскую действительность России. Впрочем, его воззрения все время эволюционировали, преломляясь через политические реалии страны.

В Тифлисе Баммат погружается в исламский активизм, призывая мусульманское население Грузии играть более активную роль в политической и общественной жизни страны. Религиозные деятели Грузии холодно отнеслись к этой деятельности Гайдара Баммата, что заставит молодого чиновника в конце 1916 года возглавить Тифлисский мусульманский благотворительный комитет.

Известия о революции не застали Баммата врасплох. Он пишет многочисленные требования, резолюции, обращения о реформе в области прав мусульманской части населения страны. Он обращается совместно с муфтием Закавказья с призывом ко всем культурным и социальным учреждениям мусульман Кавказа присоединиться к революции. Баммат писал позже: «Было нелегко убедить муфтия и шейх аль-Ислама следовать за мной в этой инициативе, потому что они были пожилые люди, и второе, были плохо подготовлены к этим событиям».

В 1917 году он принимает участие в двух мусульманских съездах в Закавказье и общероссийском съезде мусульман в Москве. На съезде мусульман Закавказья было принято постановление об организации мусульманских национальных комитетов на Кавказе и создании двух временных центральных бюро для Северного Кавказа и Закавказья. бюро.

На этом съезде Г.Баммат резко возражал Азербайджанским националистам, которые настаивали на отдельной автономии для турок Кавказа.

Позже, в составе уполномоченных от мусульман Тифлиса, он принимает участие в общероссийском съезде мусульман в Москве. Вместе с ним из Баку для участия в съезде отправляются и видные азербайджанские деятели Мамед Расулзаде и Али-Мардан Топчибаши. На этот раз его идеи полностью разделили и азербайджанские депутаты, с помощью которых удалось отстоять принципиальные взгляды на будущее мусульман России.

На этом съезде не было единства в вопросе об организации мусульманских народов в составе Российского государства. Прибывшие с Кавказа делегаты предлагали федеративное устройство страны, в то время как Ахмет Цаликов, представитель Петрограда, настаивал на культурной автономии мусульманских народов. В итоге, после многодневных дискуссий, съезд принял резолюцию, принявший во внимание точку зрения федералистов.

В том же 1917 году Гайдар Баммат успевает принять участие и на втором съезде Союза Объединенных горцев, который состоялся в сентябре в ауле Анди (Дагестан). После съезда Баммат возвращается на Северный Кавказ и с головой погружается в политику.

Становится членом Закатальского краевого центра рабочих, крестьян и солдатских депутатов, членом Центрального комитета Союза Объединенных горцев. Председательствует на двух дагестанских областных съездах, избирается членом Правительства Юго-Восточного Союза.

Вместе с Тапой Чермоевым принимает участие в мирной конференции, которая проходила в турецком Трабзоне весной 1918 года. Конференция позволила кавказским делегатам обсудить с немецкими и турецкими дипломатами положение горцев Северного Кавказа.

На Батумской мирной международной конференции 11 мая 1918 года провозглашается «Декларация независимости Республики Союза горцев Северного Кавказа и Дагестана» (Горской республики). Подписи под документом поставили Чермоев и Баммат. После чего было решено добиваться признания нового государства со стороны мировых держав. И для этого лучшей трибуна, чем мирная конференции в Версале, трудно было найти.

Гайдар Баммат во время своего первого визита проводит во Франции всего 4 месяца, в октябре 1919 года он уже вновь на Кавказе, с тем чтобы участвовать в отражении деникинской агрессии в Чечне, Ингушетии и части Дагестана.

XS
SM
MD
LG