Ссылки для упрощенного доступа

Власти пытаются контролировать доходы россиян и получать больше налогов


В условиях санкций и стагнации российской экономики власти в ближайшие годы будут пытаться наполнить российскую казну, повышая НДС и налоги на имущество и доходы физлиц. Что ждет россиян в этой сфере, и будет ли успешным "жесткое" налоговое администрирование?

На прошлой неделе по форумам и соцсетям прошла новость, которая испугала россиян даже сильнее повышения пенсионного возраста: якобы с 1 июля 2018 года банки будут отдавать налоговикам все данные о денежных переводах, совершенных с карты или на карту.

"Продал вещички на Авито – заплати отчисления в казну. Иначе налоговая инспекция найдет и накажет штрафом", – такие сообщения начали массово появляться на форумах, в соцсетях и в обсуждениях на популярных ресурсах.

Многие поняли инициативу так, что налогом будет облагаться любая сумма, которая поступает на карты россиян – не только зарплата и другие доходы, но также суммы возвращенного долга или денежного подарка. Особенно забеспокоились люди, которые работают на себя и не регистрируют свою деятельность: репетиторы, няни или собственники квартир, которые сдают их в аренду.

Федеральная налоговая служба (ФНС) выступила с опровержением: в ведомстве заявили, что информация о том, что теперь все денежные переводы рассматриваются как доход и облагаются налогами и штрафами не соответствует действительности и банки по-прежнему информируют налоговую только по запросу. Но в то, что подобные меры могут быть введены в будущем, большинство владельцев карт легко поверили.

Над доходами россиян висит и другая угроза, о которой Минфин объявил еще в мае – "налог на профессиональный доход". Его предлагают платить самозанятым гражданам: если они оказывают услуги физлицам, сбор составит 3%, для тех, кто работает с юрлицами – 6%.

Платить можно будет с помощью онлайн-приложения. С 1 января 2019 года – новая система начнет обкатываться в Москве, Подмосковье, Калужской области и Татарстане, а ввести налог на федеральном уровне в Минфине хотят уже со второго полугодия 2019 года.

Каких еще сюрпризов и попыток получить больше налогов россиянам стоит ждать в ближайшие годы от российских властей, и с чем они связаны?

Почему государство занялось доходами физлиц

Первая и основная версия. Ведомства, которые должны собирать деньги в бюджет – Федеральная таможенная и Федеральная налоговая службы – уже не знают, откуда взять средства, считает Дмитрий Янин, председатель правления "Международной конфедерации обществ потребителей" (КонфОП).

"Минфин увеличивает им планы по статьям, которые не связаны с налогами на сырье. Логика Минфина понятна: если нефть упадет в цене и снова будет стоить $40 или $30 за баррель, потери бюджета можно будет компенсировать за счет других налогов, – говорит Янин. – Поэтому и возникают идеи, с кого бы еще содрать деньги. Ведомства начинают искать новые возможности по тем статьям, которые раньше были неприоритетными, и предлагать новации в духе налогообложения переводов между физлицами или ужесточения контроля за теми, кто сдает квартиры".

Смену фокуса в налоговой политике подтвердил и глава ФНС Михаил Мишустин в интервью "Коммерсанту" 27 июня. По его словам, в прошлом году удалось собрать дополнительные 400 млрд руб., или 24% от прироста ненефтегазовых доходов, именно "за счет улучшения качества налогового администрирования".

Вторая версия, которая не противоречит первой. Государство давно озаботилось неподконтрольными доходами самозанятых граждан и просто в очередной раз пытается заставить людей платить налоги.

Общие оценки того, сколько россиян работает "вчерную", сильно расходятся – называют цифры от 5 до 30 млн человек. По мнению гендиректора ГК "Налоги и финансовое право" Аркадия Брызгалина, скорее всего речь идет о среднем показателе – 12-13 млн человек.

"Государство находится в самом начале пути. Первая попытка вывести самозанятых граждан "из тени" была предпринята в конце 2016 года, но она успехом не увенчалась", – говорит эксперт.

Тогда государство предложило некоторым самозанятым гражданам (репетиторам, няням, сиделкам, домработницам) налоговые каникулы на 2017-2018 годы. Инициатива Минфина провалилась: к 1 января 2018 года этим правом воспользовались лишь около тысячи человек.

По словам Брызгалина, сейчас мы наблюдаем второй этап этой инициативы: "Государство сказало однозначно: "Мы эту проблему решим, потому что денег брать больше неоткуда, только у населения". Бизнес давно уже под контролем, остается "золотой резерв" бюджета – физлица".

Что происходит сейчас

Налоговики действительно улучшили "администрирование" многих налогов. Например, для начисления налога на незадекларированную недвижимость в прошлом году массово начали использовать данные аэрофотосъемки.

"Однако новости о тотальном контроле за переводам на карты и дальнейшие опровержения я считаю психологическими манипуляциями по отношению к налогоплательщикам, – говорит Брызгалин. – Тем более, что это не первый случай применения такой тактики: раньше похожая схема использовалась с амнистией капиталов".

По его словам, пока и в случае налога на профессиональный доход, и в случае налога на доходы на карту налоговики запугивают неплательщиков:

"Это очень эффективный прием: ФНС уже выступила с опровержением, однако теперь ей никто не верит. Все уже напуганы. К нам, например, идут запросы на консультации", – добавляет эксперт.

Он напоминает, что банковская тайна была отменена с 1 июля 2014 года (банки обязали сообщать налоговой об открытии или закрытии счетов физических лиц), и никаких нововведений в банковской отчетности сейчас нет. Однако большинство россиян не в курсе всех нововведений налогового законодательства, поэтому даже фейковая новость имела большой резонанс.

Почему налоговая (пока) не может контролировать все доходы россиян

По словам Аркадия Брызгалина, у ФНС РФ пока нет никакой специальной программы по тотальному контролю за банковскими картами.

"Налоговая и сейчас может проверять доходы физлиц. И она это делает постоянно, но не всех подряд, а только тех, кто попал в их поле зрения по каким-то оперативным каналам. Речь идет о тех, кто засветился с какими-то крупными суммами на банковских счетах", – поясняет эксперт.

Например, проверяются объекты недвижимости: если у человека есть коммерческая недвижимость, его могут вызвать и спросить, как он ей распоряжается. Наконец, сами банки следят за клиентами не хуже налоговиков: они сообщают в ФНС о подозрительных операциях, а если какие-то переводы кажутся им странными – самостоятельно блокируют переводы и даже счет.

По словам Александра Ермоленко, партнера ФБК "Право", у региональных налоговых сегодня не хватает ресурсов на тотальный контроль и массовые проверки: поэтому все силы брошены на поиск самых "прибыльных" – с точки зрения налоговиков – транзакций.

"Но безусловно, каждая инспекция как отдельная единица заинтересована, чтобы собрать побольше денег", – признает Ермоленко. Ведь хотя сотрудники налоговой и отдают полученные деньги в бюджет, результат "поиска" прямо влияет на их персональное продвижение по карьерной лестнице и личные премии.

"В принципе, интерес налоговиков может вызвать любая сумма, но для ФНС нет смысла заниматься мелкими переводами. Однако не стоит забывать: денежные переводы, которые покажутся мелкими столичным ФНС, вполне могут привлечь внимание региональных", – предупреждает эксперт.

При этом, если ФНС заинтересуется денежным переводом, получатель денег оказывается в заведомо невыгодной позиции. "За последние 15 лет презумпция невиновности налогоплательщика нивелировалась", – подчеркивает Ермоленко. И напоминает: раньше ФНС должна была доказать, что деньги на счету человека – налогооблагаемый доход. Теперь происходит ровно наоборот: именно россиянину приходится доказывать, что полученные деньги – не доход, а, например, возврат долга или подарок.

"Вся эта канитель незаконна, но при таком формате налоги очень удобно взимать. Пока гражданин оправдывается, с него уже взяли налоги, и деньги в казне. Деньги вернут, только если он докажет, что это не доход", – замечает Александр Ермоленко.

Чего дальше ждать от государства

Эксперты сходятся во мнении, что россиян ждет дальнейшее закручивание гаек. По мнению Дмитрия Янина, нужно готовиться к тому, что власти от разговоров перейдут к делу и начнут реально контролировать переводы между физлицами.

"Уже есть готовая банковская инфраструктура, которая может помочь ФНС взимать подоходный налог и рассматривать любой перевод как доход. Тот же банк при перечислении уже может выступать как налоговый агент и взимать подоходный налог", – говорит глава КонфОП.

Но, по мнению Аркадия Брызгалина, власти начнут с пропагандистской работы по навязыванию патентов и приложений, позволяющих отчитываться о доходах и платить налоги.

"Будут воздействовать и на тех, кто не платит налоги, – для них повысят штрафы, будут рейды по офисным торговым центрам, контрольные закупки и освещение этих мероприятий в СМИ", – предполагает Брызгалин.

Александр Ермоленко прогнозирует осторожно – сначала, по его словам, нужно дождаться конкретных мер, которые будут широко освещаться СМИ, тогда станет понятен настрой властей.

Но у фрилансеров и самозанятых граждан, а также у тех, кто сдает квартиру, не отчитываясь об этом, всегда остается запасной путь – наличный расчет. "С этим государству ничего не поделать", – замечает эксперт.

Дмитрий Янин считает, что если точечное "администрирование" неплательщиков не даст результатов, власти могут решиться на то, чтобы ухудшить положение вообще всех россиян:

"Если не удастся собрать деньги с тех, кто сейчас не платит взносы, в какой-то момент могут повысить подоходный налог для всех, кто работает официально", – прогнозирует Янин.

Мария Карнаух, "Настоящее время"

XS
SM
MD
LG