Ссылки для упрощенного доступа

Гамлет Зукакишвили: «Культ Путина превосходит культ Сталина»


Гамлет Зукакишвили
Гамлет Зукакишвили

Профессиональный журналист, бывший редактор журнала «Кавказский акцент» Гамлет Зукакишвили, который перевел на грузинский язык книгу Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России», считает, что книга будет интересна грузинскому читателю, т.к. в ней впервые описаны российско-грузинские отношения после прихода к власти Владимира Путина.

Мзия Паресишвили: Почему вы решили, что книга Михаила Зыгаря «Вся кремлевская рать. Краткая история современной России» должна быть доступна и грузинскому читателю?

Гамлет Зукакишвили: Мой основной интерес к этой книге вызван тем, что, мне кажется, в документальной прозе впервые описаны русско-грузинские отношения после прихода к власти Владимира Путина. Фактически краткая история современной России с 2000-го года определялась именно Путиным и его отношением к Грузии. Есть в книге факты, которые будут интересны грузинскому читателю. И вообще, документальная проза как таковая очень распространенный жанр в мировой литературе. Об этом свидетельствует даже то, что в прошлом году Нобелевская премия по литературе была присуждена именно за документальную книгу (Светлане) Алексиевич. В Грузии подобного жанра как такового, который за границей называют «нон-фикшн», фактически не существует. Конечно, было бы интересно, если бы вот такая краткая история Грузии после событий 1989 года по сей день была бы столь же скрупулезно описана и издана в документальной книге.

Гамлет Зукакишвили: «Культ Путина превосходит культ Сталина»
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:12:27 0:00
Загрузить файл

Мзия Паресишвили: Каково самое яркое впечатление и что вам запомнилось в этой книге?

Гамлет Зукакишвили: Во-первых, я впервые узнал, что война с Грузией была объявлена в нарушение Конституции Российской Федерации. Чтобы ввести свои войска на территорию других государств, президент России – Главнокомандующий – обязан получить разрешение верхней палаты Федерального собрания России, этого тогда не было сделано. Фактически законных оснований вводить в Грузию войска Путин тогда не имел. Вся девятая глава этой книги посвящена именно войне России с Грузией, причем она имеет очень яркое название – «Президент Грузии Михаил Саакашвили добивается сохранить не только власть, но и кое-что другое». Здесь подразумевается та угроза Путина, что он может повесить Саакашвили на определенном органе мужского пола.

Мзия Паресишвили: Давайте вернемся к главной теме…

Гамлет Зукакишвили: В книге приведены очень интересные факты, каким образом добилась Россия признания этих т.н. государственных образований зарубежными государствами. Известно, что и Абхазию, и (Южную) Осетию признали Венесуэла и Никарагуа, и здесь описано, что главную роль в этом сыграл один из приближенных Путину лиц, который сопровождает его с Петербурга и вначале был его секретарем, а потом стал почти всевластным представителем российской политической элиты. Он специально ездил в Южную Америку и ценой больших финансовых уступок Венесуэле и Никарагуа добился того, что оба эти государства признали Абхазию и Южную Осетию. Это Игорь Сечин. Есть такое русское выражение: «собака виляет хвостом». В последнее время, особенно буквально явления прошлого и этого года показывают, что, наоборот, «хвост начал вилять собакой». Путин фактически уже находится под очень большим влиянием Сечина.

Мзия Паресишвили: В предисловии сам Михаил Зыгарь говорит о том, как случайный человек стал королем. Я смотрю, вы разделяете это мнение, то, что, в принципе, один Путин ничего не решает и что там правит коллективный разум. Так ли это?

Гамлет Зукакишвили: Любую королевскую власть, говорят, создает свита. Вот этой свитой, как раз и элитой, как я пишу в предисловии, в основном являются представители силовых структур еще с советского времени, в частности, КГБ. В России, так же, как, между прочим, в Грузии, не была проведена люстрация, так что те должностные лица, которые были в 80-х годах в России, фактически сохранили свои должности и даже укрепили свое политическое положение. Кстати, это касается также самого Путина. Он тоже является представителем спецслужб, который оказался во главе громадного государства почти случайно.

Мзия Паресишвили: Вы – профессиональный журналист. Вы много лет были главным редактором журнала, и, насколько я знаю, ваш журнал не был излюблен именно в Кремле и российскими властями…

Гамлет Зукакишвили: Потому что издание журнала «Кавказский акцент» в 1999 году началось как раз после переезда Путина в Москву, когда он стал председателем правительства. Т.е. основное направление нашего журнала было освещение событий, происходящих на Кавказе – как на Южном Кавказе, так и на Северном. Журнал особенно активно работал во время Второй чеченской войны, которая и сделала из Путина такого популярного лидера, каким он сегодня является в России, – именно чеченская война, которая велась совершенно беспощадно. Сирийская война повторяет методы ведения войны, которые были опробованы в Чечне. Фактически Чечня была сравнена с землей. И вот журнал как раз освещал эти проблемы, поэтому в России он был очень нежелательным. Я помню, в «Известиях» на первой полосе была опубликована схема тбилисского центра и указано местонахождения редакции «Кавказского акцента». Так что нас считали основными противниками тех методов войны, которые были тогда утверждены в Чечне.

Мзия Паресишвили: Как по-вашему, в чем эта книга поможет тем же властям, общественным деятелям, специалистам?

Гамлет Зукакишвили: Вы знаете, в этой книге очень хорошо описана анатомия российской власти, и чтобы установить отношения, которые бы обеспечили безопасность Грузии, было бы хорошо все это знать – все 17 лет российской истории, которые связаны именно с Путиным. Причем он за эти годы применял очень много масок: он начинал как сторонник правления европейского типа и старался сблизиться с (Джорджем) Бушем и Тони Блером; потом он стал сторонником православия и особого пути развития России. Он применял методы, которые часто представляли его как сильного человека – мачо, и пропаганда России целиком работала на него. Фактически тот культ Путина, который существует сегодня в России, гораздо превосходит культ Сталина, который был в 1956 году осужден еще коммунистической партией.

Мзия Паресишвили: Сам автор тоже отмечает, что, работая над книгой, он пришел к выводу, что в окружении Путина сами не знали в 2000 году, что будет в 2015-м или же в 2016-м. Есть такая непредсказуемость?

Гамлет Зукакишвили: Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. Но как раз умом постарался понять Зыгарь, причем очень объективная книга. Вы знаете, он никого не обвиняет, он пишет как бы со стороны и сталкивает мнения очень многих людей по одному и тому же вопросу. Вначале все думали, что из-за того, что Зыгарь был главным редактором демократического телевизионного канала «Дождь», он будет пристрастным, но оказалось, что он совершенно беспристрастно освещает все события, которые происходят в России.

Мзия Паресишвили: Да, и он отказался потом от этой должности…

Гамлет Зукакишвили: Он отказался от должности, чтобы избавить телеканал от возможных неприятностей.

Мзия Паресишвили: У вас свой личный опыт наблюдения за российско-грузинскими отношениями, проблемой отколовшихся регионов. Ваш прогноз: та политика, которую сейчас ведет действующая власть Грузии – «Грузинская мечта», – все это к чему идет? Неблагодарное дело – прогноз, но все-таки…

Гамлет Зукакишвили: Вы знаете, единственная возможность избежать столкновений, подобных войне 2008 года, вести очень осторожную политику с Россией, и мне кажется, что после 2012 года грузинскому правительству удается это делать. Понимаете, что происходит? Без потери суверенитета Грузия добилась того, что каким-то образом были налажены отношения с Россией.

Мзия Паресишвили: Но это пока не отражается и на отношениях с отколовшимися регионами Грузии – Абхазией и Южной Осетией.

Гамлет Зукакишвили: Постсоветские конфликты имеют именно эту судьбу. Все конфликты, которые начались после распада Советского Союза – а первым был азербайджано-армянский конфликт в связи с Карабахом, затем приднестровский конфликт в Молдове, грузинские конфликты, сейчас сепаратистские образования в Украине – все они указывают на то, что проблему этих регионов очень трудно решить, и до сих пор ни один из этих конфликтов не урегулирован до конца. Вы говорили о том, что политика России непредсказуема. Это все отмечают, что Путин – не стратег, он тактик, и он принимает решения непосредственно в связи с историческим положением в данный момент. Как отмечают все обозреватели и авторы, которые пишут об этом, в последнее время единственной целью Путина является удержание власти.

Мзия Паресишвили: На фоне того, что Путин старается удержать власть, как надо вести себя Западу и Грузии, естественно?

Гамлет Зукакишвили: Мне кажется, что Запад избрал очень правильную стратегию по отношению к России. Я в предисловии пишу, что фактически сейчас в России повторяется история, которая случилась с Советским Союзом. Милитаризация и гонка вооружений, на которые способен Запад и которые выдерживает их экономика, для России губительны. Если бы Россия не находилась в этом ужасном экономическом кризисе, конечно, мир ожидало бы больше неприятностей. Сейчас экономическое положение России заставляет ее придерживаться более умеренного поведения, и большие надежды, которые возлагались на нового президента Соединенных Штатов, мне кажется, уже в России развеялись. Американская система и институты утроены так, что ни один президент не может позволить себе предпринимать шаги, которые приносили бы вред этому самому государству.

Мзия Паресишвили,
"Эхо Кавказа"

XS
SM
MD
LG