Ссылки для упрощенного доступа

Роберт Кочарян: «Реакция общества на шаг «Сасна црер» сталa «желтой карточкой» политической системе страны»


Роберт Кочарян (архивная фотография)
Роберт Кочарян (архивная фотография)

В эксклюзивном интервью Радио Азатутюн второй президент Армении Роберт Кочарян затронул вопросы карабахского урегулирования, говорил об экономических процессах в Армении, а также о сформировавшейся в стране морально-психологической атмосфере.

Радио Азатутюн: Как Вы оцениваете военные и дипломатические развития вокруг Нагорного Карабаха в контексте региональных процессов?

Роберт Кочарян: Сегодня мы являемся свидетелями накопления целого ряда неблагоприятных факторов, что вызывает серьезное беспокойство. Нарушение военного баланса путем поставок российского вооружения, несколько неприятных резолюций и отчетов международных организаций по Нагорному Карабаху, формирование нового формата регионального сотрудничества по инициативе Азербайджана (конечно же, без Армении), создание транспортного коридора «Север-Юг» в обход нашей страны. Геополитические последствия происходящего будут иметь долгосрочное негативное влияние на наш вес в экономических, международных и региональных делах и, конечно же, на наш ресурс влияния в ходе переговорного процесса по Нагорному Карабаху.

Власти должны суметь проанализировать причины того, что происходит, и найти практическую формулу для того, чтобы противостоять сформированным вызовам. При этом, у нас нет много времени для урегулирования ситуации.

Радио Азатутюн: В последнее время в средствах массовой информации, в социальных сетях много говорится об одном варианте карабахского урегулирования, согласно которому в обмен на «сдачу земель, районов» Азербайджану Нагорному Карабаху будет предоставлен промежуточный статус. Что Вы можете сказать в этой связи?

Роберт Кочарян: Я не знаком с последним вариантом предложения посредников по урегулированию, поэтому считаю некорректным обсуждение самого документа. Однако, судя по заявлениям должностных лиц противоборствующих сторон, а также многочисленным публикациям проправительственных СМИ, у сторон готовность пойти на компромиссы крайне несоразмерна.

У армянской стороны такая готовность чрезмерно акцентирована, в то же время, в Азербайджане по принципиальным для нас вопросам нет даже намека на то, чтобы пойти на компромисс. Такая ситуация вызывает возмущение общественности в Армении и в Арцахе (ред: Карабахе), вызывая негативные ожидания от переговоров, и может стать причиной пораженческих настроений.

Теперь о переговорном процессе. За 10 лет моего президентства только раз, в Ки-Уэсте, мы были реально близки к подписанию документа, чего не произошло из-за отказа Азербайджана, фактически уже во время церемонии подписания. Это было пакетное и всеобъемлющее урегулирование, в основе которого было присоединение НКР к Армении, и оно подразумевало возвращение территорий, а также применение комплексных мер по обеспечению безопасности.

Потом появились «Мадридские принципы», которые были лишь частично приемлемы для нас, поскольку в них признавалось право НКР на самоопределение. Но этот документ был предназначен не для подписания, это были принципы, которые, по мнению посредников, должны были стать основой для будущего соглашения. На основе этих принципов посредники попытались создать соглашение об урегулировании, однако это соглашение никогда не было близко к подписанию. Одновременно, в те годы страна интенсивно развивалась, мы обошли Азербайджан как в плане реформ, так и в плане внешнеполитической активности и вели переговоры, будучи уверенными, что способны нейтрализовать любые попытки военного решения конфликта.

Но все это было 10 лет назад. Действия Азербайджана, степень его агрессивности, уровень доверия были совсем иными. Тогда не было прославления преступника, обезглавившего армянского офицера в Будапеште, не было апрельской войны, а перемирие было основано на балансе сил, частью которого были контролируемые территории. Очевидно, что «Мадридские принципы» в их прежнем виде уже не отвечают новым реалиям и нуждаются в пересмотре. Прежде всего, в контексте усиления гарантий безопасности, уточнения сроков проведения референдума и в этой связи возврата территорий. Например, неотъемлемой частью соглашения может стать: восстановление военного баланса, твердые и контролируемые договоренности между сторонами и международным сообществом о сохранении этого баланса, по крайней мере, на протяжении 25 лет.

Радио Азатутюн: Какой вариант урегулирования карабахского конфликта является приемлемым для Вас?

Роберт Кочарян: Я не раз высказывался по этому поводу, и мое мнение не изменилось. Независимость НКР и наличие общей границы с Арменией не могут быть предметом торга.При этом, апрельская война должна ужесточить наши подходы к урегулированию, а не ослабить их, поскольку увеличиваются будущие риски каких-либо уступок. Повторюсь: в первую очередь, при гарантиях безопасности и с жесткой увязкой референдума с возвращением части контролируемых территорий. С учетом нулевого уровня взаимного доверия нужно исключить неопределенности, а также возможность сторон вольно интерпретировать какой-либо пункт будущего соглашения.

Радио Азатутюн: Как Вы оцениваете сложившуюся в Армении политическую и экономическую ситуацию?

Роберт Кочарян: К сожалению, ничего обнадеживающего сказать не могу. Наша статистика больше не отражает реальную экономическую ситуацию, а правительство перестало формулировать и формировать экономическую политику. Социальные сети сегодня являются самым объективным показателем как настроения людей, так и социально-политической ситуации в стране. Уже несколько лет как в обществе наблюдается интенсивное накопление негативных настроений. Сегодня они крайне обострились, при этом происходит процесс радикализации настроений. Это не может не влиять на инвестиционную активность, настроения потребителей, миграцию, то есть в целом на экономику.

Радио Азатутюн: Какую оценку Вы дадите действиям группы «Сасна црер»?

Роберт Кочарян: Радикальные проявления могут быть в любых, даже самых благополучных и демократических странах. Везде найдутся люди, которые будут видеть в экстремизме пути решения политических и социальных проблем. Вопрос в том, как реагирует общество на попытки решить внутриполитические вопросы силовым, вооруженным способом. Меня больше всего встревожила реакция нашего общества на происходящее. Несмотря на то, что была жертва, уже на следующий день в обществе доминирующим стало восприятие вооруженной группы как повстанцев, которые бросили вызов правящему режиму.

Это говорит о настроении людей, их отношении к власти, о том давлении, которое оказывают на общественное сознание ставшие хроническими политические, экономические и социальные проблемы. Эта была «желтая карточка» политической системе страны. Повторюсь: не сам факт захвата здания полицейского полка, а общественная реакция на это действие, массовое выражение поддержки и героизация совершивших этот акт на улицах и в соцсетях.

Такое явление нельзя игнорировать, и с этим нужно что-то делать, иначе страна будет жить как на пороховой бочке. Нужны радикальные реформы, люди должны видеть в стране политическую конкуренцию и возможность изменений посредством легитимного избирательного процесса, а не захвата государственных учреждений и заложников.

Радио Азатутюн

XS
SM
MD
LG