В Чечне с размахом похоронили 18-летнего Абдуллаха Анзорова, который обезглавил французского учителя. В репортаже о прощании с предполагаемым преступником на ЧГТРК "Грозный" родственники Анзорова охарактеризовали его как богобоязненного юношу и заявили, что он стал жертвой провокации.
Один из родственников вовсе назвал действия убийцы "джихадом" и одобрил преступление. И это при том, что во Франции убийство учителя признали терактом. В стране продолжаются аресты молодых людей, которые состояли в переписке с Анзоровым и обсуждали с ним тему джихада.
Организовав похороны Абдуллаха, чеченское руководство вновь продемонстрировало антиевропейскую позицию и противопоставило ислам светским законам. В телеграм-каналах пишут, что среди российских чиновников даже шла борьба: кто первым донесет президенту Владимиру Путину о ситуации в Чечне и самоуправстве "падишаха" Рамзана Кадырова.
"Герой он или нет?"
Директор Центра анализа и предотвращения конфликтов Екатерина Сокирянская согласна с мнением, что чеченское телевидение в сюжете о похоронах Анзорова нарушило статью о запрете оправдания терроризма. Однако, по мнению аналитика, Москва не станет на это реагировать.
Как и почти на все происходящее в Чечне, Кремль закроет на это глаза
"Я не думаю, что руководство России обратит на это внимание, что Москва как-то отреагирует на освещение похорон Абдуллаха Анзорова. Я смотрела сюжет на ЧГТРК "Грозный". Там действительно, на мой взгляд, есть оправдание терроризма. Героизации особой я там не увидела. Хотя, может, тот момент, когда утверждалось, что Анзоров был набожный и не выдержал провокации. Но это скорее оправдание, чем героизация. Мне кажется, как и почти на все происходящее в Чечне, Кремль закроет на это глаза. При этом надо сказать, что формальности все власти Чечни соблюли. Они не придали похоронной церемонии массовости, въезд в село ограничили. Выглядело все как обычные чеченские похороны. К нюансам в интонации сюжета на ЧГТРК руководство России не будет прислушиваться. Тем более что им самим приятно лишний раз указать Западу, что они в своем либерализме заходят слишком далеко и что наши традиционные скрепы имеют моральное превосходство, а традиционные ценности в том числе подразумевают уважение чувств верующих".
Правозащитник Оюб Титиев напомнил, что очень многих умерших в Европе чеченцев родственники стараются захоронить именно на родине.
"Я много месяцев не был в Чечне. Знаю, что тело Анзорова привезли из Европы для похорон. Это у нас традиция такая – хоронить людей дома. Из Европы стараются привезти всех умерших для погребения. Франция выдает тела, их отправляют домой. Герой он или нет? Я не могу ответить, но своим поступком он ничего положительного не принес. Не думаю, что в Чечне его считают героем, разве что отдельные люди", – заявил правозащитник.
Между тем акция памяти Анзорова состоялась даже в Сирии. Очевидно, его поступок склонны героизировать жители традиционно исламских регионов.
"Обычные похороны"
Юрист Комитета против пыток Магомед Аламов считает, что в период пандемии коронавируса действия властей по ограничению траурной процессии были верными. Въезд в Шалажи, где проходили похороны Анзорова, был перекрыт, пускали только людей с пропиской в селе.
"Похороны в мусульманских республиках Северного Кавказа – это всегда массовое мероприятие, в котором участвуют почти все родственники, соседи, знакомые и односельчане. Чечня здесь не исключение. Однако в связи с пандемией в Чечне установлены ограничения на массовые мероприятия. В связи с этим был ограничен въезд лиц, не проживающих в Шалажи. Чечня – регион глубоко верующих людей, которые любят пророка Мухаммада и не приемлют карикатуры в его адрес", – заявляет Аламов.
Нужен был шокирующий рядовых европейцев случай, чтобы начать большую антиисламскую кампанию
Он уверен, что большая часть населения республики оправдывает поступок Анзорова, поскольку рассматривают действия убитого учителя Пати как нападки на пророка Мухаммада.
"В исламе пророк Мухаммад особо почитаем – больше чем родители. И это, – продолжает Аламов, – накладывает свой отпечаток на то, как верующие относятся к такого рода проявлениям свободы слова. А количество людей на похоронах, конечно же, не было таким уж большим по меркам республики".
Корреспондент сайта Кавказ.Реалии обратился за комментарием в аппарат уполномоченного по правам человека в Чеченской республике Нурди Нухажиева. Через пресс-службу получить ответ не удалось, но спустя полтора часа после звонка и обращения на почту на сайте "Чечня Сегодня" появилась публикация, посвященная сообщениям в СМИ о похоронах Анзорова.
"Мы еще тогда, сразу после инцидента (убийства французского учителя. – Прим.), выступили с совместным заявлением с правозащитными организациями Чеченской Республики, в котором поставили возникающие вопросы, самый главный из них – почему Анзоров не был взят живым? Как так получилось, что профессионалы, которых готовят годами, не смогли взять 18-летнего парня с одним ножом в руках? Все выглядит намного проще – он не был нужен живым. Он может быть и наверняка выдал бы информацию очень нелицеприятную для французских властей. Мы понимаем это так: нужен был шокирующий рядовых европейцев случай, чтобы начать большую антиисламскую кампанию. Этого давно добиваются определенные силы в Европе", – заявил чиновник.
Нухажиев также подчеркнул, что на похоронах Абдуллаха Анзорова было не так много людей, как могло бы быть.
"Некоторые считают Анзорова жертвой – и не без оснований. Никто не оправдывает убийцу, если действительно доказано, что он убийца. Признать убийцей или оправдать – дело судебных органов, а люди имеют право иметь свое мнение. Что касается похорон, то в Чеченской Республике Анзорова хоронили обычно. Ничего особенного в этих похоронах не было. Эти "специалисты" по Чеченской Республике должны знать, что чеченцы хоронят одинаково всех, кто бы он ни был. Это и требование религии, и чеченских традиций. На этих похоронах было меньше людей, чем обычно. Ввиду ограничений, введенных в связи с пандемией, многие люди попросту не смогли попасть на похороны Анзорова", – заключил Нухажиев.