В Ереване прошел пикет памяти бежавшей из Чечни Айшат Баймурадовой

Айшат Баймурадова

Десятки человек собрались на площади Республики в Ереване для того, чтобы почтить память сбежавшей из Чечни от домашнего насилия Айшат Баймурадовой – ее нашли мертвой 19 октября. Собравшиеся также призвали властей к прозрачному расследованию на фоне вскрывшихся фактов о ее гибели.

Участники пикета вышли с плакатами "Обязанность государства – защищать бежавших женщин от насилия" (перевод с английского Кавказ.Реалии – прим.) и "Безнаказанность чеченских силовиков. Ереван – это не Чечня. Справедливость для Айшат".

Среди требований собравшихся был пересмотр местного закона о трёх днях, который задерживает начало поисков пропавших, и более широкое освещение трагедии в армянских и международных СМИ, рассказали организаторы.

Совместными усилиями Кризисной группы "CK SOS" и правозащитников Центра помощи жертвам домашнего насилия "Марем" 22 января 2025 года Айшат эвакуировали из Чечни в безопасное место в Ереване. 15 октября друзья Баймурадовой сообщили в полицию о её пропаже – девушка ушла на встречу с 31-летней Кариной Иминовой и перестала выходить на связь. Спустя несколько дней поисков тело Айшат нашли в одной из квартир в Ереване. Насколько Иминова причастна к убийству, пока неизвестно.

Накануне стало известно, что Иминова вместе с судимым по делу о финансировании терроризма уроженцем Чечни Саид-Хамзатом Байсаровым, с которого в 2019 году сняли все обвинения, – последние, кто был в квартире Баймурадовой до обнаружения тела.

  • О Карине Иминовой ранее сообщали правозащитники. С ней Баймурадова познакомилась в инстаграме – они должны были встретиться лично в день исчезновения эвакуированной в Армению уроженки Чечни, 15 октября. Новая знакомая Баймурадовой лгала о своем происхождении, посещала Чечню, встречалась с другими уехавшими из республики и может быть связана с людьми из окружения Кадырова, рассказали в кризисной группе "Марем".
  • В двадцать лет отец выдал Айшат замуж за 29-летнего мужчину, которого она до свадьбы видела всего трижды. Её мнения не спросили: отец настоял на браке. Вскоре Баймурадова развелась, у них с мужем остался маленький сын.
  • 22 октября уполномоченный по правам человека в Чечне Мансур Солтаев бездоказательно обвинил "кризисные центры" в причастности к убийству Баймурадовой, сославшись на некие "неподтвержденные данные, которые в настоящее время проверяются" (кем и в каком формате, до сих пор неизвестно). Предположения, что к гибели девушки могут быть причастны люди, связанные с властями Чечни, он назвал "информационным террористическим ударом" с целью их дискредитации.
  • В личных беседах с правозащитниками девушка рассказывала, что ее бабушка – двоюродная сестра Ахмата Кадырова, первого президента Чечни в составе РФ и отца Рамзана Кадырова.