Жителя Ставрополя Никиту Беликова признали политическим заключенным. В 2023 году его приговорили к 11 годам колонии строгого режима за причастность к украинскому батальону "Азов". Правозащитники считают, что он Беликов мог стать жертвой провокации со стороны российских силовиков.
Решение о присвоении статуса политзаключенного приняли правозащитники проекта "Поддержка политзеков. Мемориал". Об уголовном деле в отношении Никиты Беликова стало известно уже после оглашения приговора. По версии суда, житель Ставрополя записал видео в котором заявил о намерении вступить в "Азов" – это подразделение признано в России террористическим. После этого Беликов отправил неназванному участнику "Азова" фото спортивного комплекса "Ставрополь Арена" и здания городской думы.
По мнению правозащитников, признание украинского батальона террористическим – неправомерно, так как это часть Национальной гвардии Украины. Видеозапись не может быть равнозначно вступлению в подразделение, а снимки спорткомплекса и гордумы вовсе не имеют состава преступления, так как их можно найти в открытом доступе, считают в "Мемориале".
"С большой долей вероятности Беликов стал жертвой провокации российских спецслужб. Об этом могут свидетельствовать и требование прислать видео о вступлении, и задания, которые он получил. Эти задания бессмысленны, поскольку фотографии городских объектов и так находятся в свободном доступе. Подобные провокации незаконны, и на них не может строиться обвинение", – сказано в сообщении "Поддержка политзеков. Мемориал".
- Южный окружной военный суд в Ростове-на-Дону вынес приговор по делу 15 украинских военнопленных, которых российские власти обвинили в участии в террористической организации, насильственном захвате власти и прохождении обучения в террористических целях. Украинцы, которые, как утверждается, служили в батальоне "Айдар", признанном в России террористической организацией, приговорили к срокам от 15 лет до 21 года лишения свободы.
- С 2012 года в России по политическим мотивам к уголовной ответственности привлекли более пяти тысяч человек, сообщили в проекте "ОВД-Инфо", который ведет наблюдение все это время. Более половины преследований начались после вторжения в Украину в 2022 году. Распространяется ли такая динамика на республики Северного Кавказа?