Джамааты (общины) ряда сел в Дагестане регулируют свадебные торжества путем специальных предписаний. Нарушителей «свадебного закона» штрафуют в пользу мечетей. Нововведения, конечно, не имеют юридической силы, но, де-факто, его мало кто нарушает.
Подобные правила совсем недавно ввели в селе Леваши. Семье, решившей женить сына, здесь приходится тратить на свадьбу баснословные суммы в несколько раз превышающие их собственные доходы. Люди влезают в огромные долги, чтобы сыграть свадьбу детям.
В итоге, левашинский джамаат разработал специальные правила, чтобы свадьбы не разоряли семьи. В пунктах левашинского «свадебного закона» указано, что торжество не может длиться больше одного дня. Также правила регулируют сумму подарков: «Приданое жениха не должно превышать 300 тысяч рублей с того момента, как он засватал невесту. Приданое невесты не должно превышать 300 тысяч рублей». Специальная комиссия следит за количеством подарков, высчитывает их стоимость и, только в случае соответствия цены, дается разрешение на никях (исламское бракосочетание – «Кавказ.Реалии»).
В администрации Левашинского района Дагестана корреспонденту «Кавказ.Реалии» заявили, что не в курсе насчет «свадебного закона» и отмахнулись, мол, видимо, кто-то решил пошутить.
Местные же жители подтверждают, что «документ» реальный. После установления правил, калым (выкуп) невесте в Левашинском районе смогли удержать в районе 500 тысяч рублей, утверждают местные жители. Но при этом отмечают, что не все соблюдают правила...
Если кто-то решит проигнорировать "свадебный закон", то он рискует попасть на «доску позора»...
«Свадьбы и подготовку к ним превратили в какой-то фарс, – поделилась с корреспондентом «Кавказ.Реалии» местная жительница Курмангиз. – Говорят, что на Кавказе дагестанские свадьбы самые дорогие. Оно и понятно, если просто аренда банкетного зала (для 500-1000 человек) на полгода вперед обходится хозяевам свадьбы на 50-150 тысяч, выступление даже одного певца, поющего под фанеру в течении двух часов (потому что городские свадьбы длятся именно столько), стоит 200-300 долларов. А калым невесте и подарки родственникам молодых – это отдельная статья в бюджете семьи».
Для дотационной республики, где высокий уровень безработицы, а средний размер зарплаты десять тысяч рублей - это огромные деньги. Поэтому чаще всего средства для проведения свадеб люди берут в долг.
В Унцукульском района пошли было дальше левашинцев. Несколько лет назад в одном из сел района имам мечети предложил местному джамаату ограничить размер калыма до 50 тысяч рублей. Мечеть строго штрафовала за нарушение правил, установленных джамаатом. Например, если калым превышал 50 тысяч рублей, или количество блюд на столе превышало 5 или 7 позиций, то полагалось выплатить штраф в 30 тысяч рублей.
«Дело доходило до маразма, - рассказал на условиях анонимности житель этого села. - Угрожали тем, что тех, кто не соблюдает эти условия, не похоронят сельском кладбище. Молодоженам нельзя было ставить мебель кроме как в спальне. Если обставят другие комнаты, начинались разборки с выносом мебели духовенством. Было смешно то, что ставить мебель в доме молодых разрешалось на следующий день, после свадьбы. Но зачем молодоженам возиться с этим на второй день? В общем, вскоре имама этого поменяли в нашем селе. Теперь тишина».
Одни из самых пышных свадеб в Дагестане пару лет назад можно было встретить в селе Чиркей. Но теперь чиркейцы играют самые скромные свадьбы. Условно село разделено на четыре части, в каждой из которых назначен так называемый старшина. Он обязан вести разъяснительную работу среди родителей молодоженов. А если кто решит проигнорировать, тот рискует попасть на «доску позора». То есть такие люди получают «общественное осуждение» по сельскому телевидению, рассказывает «Кавказ. Реалии» Ибрагим Яхияев. Он входит в то самое общество молодежи, которое регулирует вопросы с браками в селе.
Наши предки, хоть и были верующими людьми, все же у них свадьбы были как свадьбы: танцевали лезгинку и пели.
Чиркейцы даже издали так называемую инструкцию по заключению браков. Например, после того, как засватают, невесте можно подарить 20 тысяч рублей, а перед свадьбой на «большой чемодан» (различные подарки – «Кавказ.Реалии») - 80 тысяч рублей. Родственникам молодых запрещается друг другу дарить подарки. Разрешается обставить мебелью только спальню, кухню и баню. Свадьба не должна продолжаться с воскресенья до понедельника. Парня необходимо женить до достижения 22-летнего возраста...
Чиркейские свадьбы сегодня, как и многие дагестанские, проходят в виде мавлидов (религиозные песнопения – «Кавказ. Реалии»).
Данные нововведения дагестанский социолог Заид Абдулагатов объясняет клерикализацией общества: «Я был во многих районах республики и удивился уровню общественного сознания некоторых руководителей муниципальных образований, школ, и так далее. Так невозможно решать проблему. Я начинаю понимать, почему сегодня Дагестан находится в такой ситуации с экстремизмом, нравственностью».
Социолог рассказывает, что ему запомнился заголовок статьи в местной прессе, который звучал примерно так: «Наши свадьбы все больше похожи на похороны».
«А похожи они тем, что теперь на свадьбах не звучит музыка, поскольку это противоречит нормам шариата. Теперь мавлиды поют не только на похоронах, но и на свадьбах. Но наши предки, хоть и были верующими людьми, все же жили еще и по адатам (традиционное право – «Кавказ.Реалии»). Например, у них свадьбы были как свадьбы: танцевали лезгинку и пели», - добавил Абдулагатов.