Современное название праздника "Иван-Купала" появилось в период гонений на язычество и стало компромиссом между христианским празднованием дня Иоанна Крестителя и народной традицией празднования Купалы. Кавминводский центр славянских традиций и культурного наследия "Гамаюн" провел Купальские обряды на поляне "Сказочная Русь".
Вход на поляну "капище" с земным поклоном богам и предкам через горящие факелы и курящуюся полынь.
Перед началом обряда каждый приносит индивидуальные "требы". Например, Велесу - покровителю коров и другой скотины - предлагают молоко.
Братина передается по кругу в знак единения собравшихся на обряд, обычно это отвар из девяти трав.
Зачин - закрытие круга. Вокруг собравшихся проходят с бубном, колокольчиком и полынью, настраивая их на основной обряд.
Второй этап зачина состоит в принесении в требу хлеба, чтобы получить разрешение у богов и предков на продолжение обряда.
Основной каравай – "письмо в другой мир" - проносят по кругу. Каждый участник действа, держась за руки, мысленно передает свои пожелания высшим силам.
Очищение огнем.
Символ Купалы - красный конь . К его хвосту и гриве привязывают ленточки, в которых остается все плохое в жизни человека.
Похороны весеннего солнца - Ярила. Затем его сжигают мужчины.
Береза - символ женского начала. Вокруг нее водят хоровод с песнями.
После того, как мужчины "отвоюют" березку, ее предают стихии воды.
Камень алатырь, символизирующий центр мира, обильно поливают молоком, призывая достаток и благополучие.
Катящееся по кругу колесо - символ катящегося по небосклону солнца, дарующего людям тепло и урожай.
Прыжки через угли символизируют единение семейных пар и призваны очистить их огнем.