Ссылки для упрощенного доступа

Границы на замке


Большегрузы в районе пропускного пункта Верхний Ларс
Большегрузы в районе пропускного пункта Верхний Ларс

Декларации о готовности к открытию торговых путей на Кавказе расходятся с политическими интересами участников процесса

Российский МИД поддержал готовность Южной Осетии к открытию транспортного коридора между Россией и Южным Кавказом, призвав Тбилиси "проявить столь же конструктивный настрой".

Ранее президент Южной Осетии Анатолий Бибилов заявил в интервью ТАСС, что Южная Осетия готова обеспечить транзит грузов между Россией и странами Закавказья, а также Турцией и Ираном через территорию республики. В кулуарах Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) Бибилов сказал: "Но мы должны понимать, что в этом проекте - не знаю, согласится или не согласится грузинская сторона, - в любом случае, Южная Осетия должна быть представлена как полноценный партнер, как государство, через которое проходит эта транзитная дорога, и, соответственно, отношения должны быть построены на этом равноправии".

Транскавказский транзит остается серьезной проблемой для региона в связи с рядом конфликтов и политических противоречий. Из четырёх действующих наземных путей, связывающих Южный Кавказ с Северным Кавказом на сегодня полноценно действует только один – высокогорная дорога через Верхний Ларс, но и он достаточно ненадежен. В зимнее время эта трасса часто закрывается из-за схода снежных лавин, а весной и осенью дорога периодически находится под угрозой схода селей. Железная дорога через Абхазию и автомобильная дорога через Южную Осетию блокированы из-за неурегулированных конфликтов. Железная и автомобильная дороги через Азербайджан закрыты для граждан Армении из-за неурегулированного нагорно-карабахского конфликта.

Через Грузию у Армении идет более трех четвертей всего товарооборота и грузопотока, согласно оценке бывшего министра финансов Армении Левона Бархударяна. Для Грузии важен поток российских туристов. В прошлом году южнокавказскую страну посетило более миллиона граждан России. В то же время из соображений безопасности в Грузии опасаются улучшения транспортного сообщения с Россией после августовской войны 2008 года и последовавшего официального признания Москвой Абхазии и Южной Осетии. Дипломатические отношения между Россией и Грузией до сих пор не восстановлены.

В ноябре 2011 года было подписано соглашение между Россией и Грузией "об основных принципах механизма таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами". Согласно соглашению, нейтральная компания должна была осуществлять посредничество между двумя странами. Швейцарская компания SGS вызвалась проводить мониторинг грузов между Россией и бывшими грузинскими автономиями. Данное решение было компромиссом между стремлением Грузии установить контроль над российско-абхазской и российско-югоосетинской границей и желанием России, Абхазии и Южной Осетии утвердить межгосударственный характер своих границ. Этот компромисс нужен был в первую очередь Москве как одно из условий согласия члена ВТО Грузии на вхождения России в организацию.

Несмотря на прошедшие годы с момента подписания соглашения о механизме торговли между Грузией и Россией, оно пока так и не было осуществлено. Соглашение предусматривает физическое присутствие представителей швейцарской компании на пропускных пунктах с российской стороны на реке Псоу, в селе Нар и на Вернем Ларсе. Несмотря на признаки того, что Москва была согласна пустить третью сторону на свою границу в марте, эта инициатива впоследствии вновь повисла в воздухе. В свою очередь, Грузия не готова открывать границы для грузопотока через Абхазию и Южную Осетию без хотя бы гипотетического контроля над соответствующими участками грузино-российской границы.

XS
SM
MD
LG