Ссылки для упрощенного доступа

Дагестанское эхо депортации чеченцев


Слева направо цунтинцы: Зайнаб, Абдул и Курбан Абдулаевы
Слева направо цунтинцы: Зайнаб, Абдул и Курбан Абдулаевы

Сталинская депортация чеченцев и ингушей коснулась и дагестанцев. Только дагестанцев переселили в Чечню, когда жителей этой республики депортировали в Центральную Азию. Из Дагестана в Чечню были высланы жители 114 сел, в которых проживали разные национальности, но насильственно переселенными признали только лакцев. Например, почти весь Цунтинский район, расположенный в горах Дагестана на границе с Грузией в то время также оказался переселенным на территорию Чечни.

Когда село Мокок Цунтинского района выселяли, Курбану Абдулаеву было 8 лет. Жителей села собрали в годекане (в центре), и человек из руководства района объявил о том, что в течение короткого времени они должны были покинуть село. Необходимость переселения объяснялась тем, что советское руководство было заинтересовано в развитии сельского хозяйства, и с этой целью отсталые общины Дагестана было решено расселить на более благоприятных землях Чечни.

Тем не менее известие о переселении было воспринято без радости, и никто не хотел покидать родные места, вспоминает Курбан.

"Мы не представляли, как можно было покидать те места, где веками жили твои предки. Но приказ был приказ. Тем более в то суровое советское время. В республике тогда были даже случаи сжигания целых сел, чтобы люди не возвращались домой, чтобы они оставались в Чечне. Тихим весенним днем, загрузив на коров и ослов предметы первой необходимости, мы вышли из села. С нами были и молодые, и дети, и старики. По дороге некоторые из них умирали", - рассказывает Курбан в беседе с "Кавказ.Реалии".

По его словам, шли они две недели, хотя Чечня находится в двух-трех часах езды на машине от этих мест по сегодняшним дорогам. Люди попросту не знали куда идти. Самое интересное, что их никто не сопровождал. Так люди кое-как находили территорию Чечни, где их дальше распределяли по селам. Мококцы остались в Ведено. Там и дома были немного лучше, чем в горах Дагестана и земля более плодородная, говорят переселенцы, но многие умирали от перемены климата.

Вскоре после того, как дагестанцы обустроились на чужбине, скончался вождь СССР. Через несколько лет после смерти Сталина в 1953 году в стране началась политическая оттепель, и чеченцы стали возвращаться на свою родину.

Так дагестанцам предстояло второе переселение. Они встали перед выбором – возвращаться в горы, на родину своих предков, или на равнину Дагестана? И то и другое далось нелегко, по рассказам переселенцев. Многим из тех, кто вернулся в горы, пришлось буквально из пепла восстанавливать свои дома, потому что они были сожжены властями, чтобы люди не вернулись обратно из Чечни. Но и тем, кто выбрал равнину Дагестана, пришлось несладко – люди умирали от малярии из-за болотистой местности. К тому же государство никак не компенсировало их переселение. Переселившись из Чечни обратно в Дагестан, наша семья первоначально жила в деревянных бараках, вспоминает в беседе с "Кавказ.Реалии" Камалудин из Гумбетовского района.

Если в 1944 году было переселено 8244 человека в Чечню, то в 1957 году после возвращения чеченцев на родину только 6000 цунтинцев вернулись к себе в Цунтинский район.

Бадрудин Ибрагимов из аварского села Тиви в Грузии рассказал в беседе с "Кавказ.Реалии", что в Чечню были насильственно переселены даже аварцы, жившие в Грузии, хотя те жили в Грузии на достаточно благоприятных для проживания землях. Когда дагестанцы стали уезжать из Чечни после возвращения чеченцев из изгнания, по словам Ибрагимова, тогдашний руководитель Дагестана Абдурахман Даниялов предлагал грузинским аварцам вернуться в республику, но те выбрали свои села в Грузии - Тиви, Сарусо и Чантлискоре.

Восстановлением исторической справедливости – признанием насильственного переселения - пытается заниматься общественник из селения Тарки, что над Махачкалой, Арсланали Зейналов, но пока безуспешно. Три кумыкских села – Тарки, Кяхулай и Альбурикент были выселены в Чечню в те годы. Впрочем, Зейналов в выселении кумыкских сел обвиняет руководство республики, а не страны. По его словам, депортация не должна была коснуться этих сел, поскольку в них находились зажиточные колхозы.

"Я передал в Общественную палату Дагестана официальное обращение о том, чтобы нас признали депортированными. Но я не встретил там понимания", - отметил в беседе с "Кавказ.Реалии" Арсланали Зейналов. Для решения вопроса он намерен уже обратиться в конституционный суд страны.

XS
SM
MD
LG