23 октября дагестанский кутюрье Шамхал Алиханов принял участие в московской Неделе высокой моды.
Если поэт в России – больше, чем поэт, то Шамхал Алиханов в Дагестане – определенно больше, чем модельер. В его ателье постоянно наведываются друзья – и гости со всего мира. Однажды здесь даже снимали полтора месяца кино. Потому, что ателье Шамхала – одно из самых живописных и гостеприимных мест Махачкалы.
Оно похоже на волшебную пещеру, где всюду сокрыты сокровища дагестанской культуры – картины, вязаные носки джурабки, ковры, опорный столб с очагом, солярные знаки, старинные дедовские башмаки и бабушкины тарелки кузнецовского фарфора.
Ее семью раскулачили после революции. "Странно так, - рассуждает Шамхал, - кто-то погиб, кто-то без вести пропал, сильные мужчины, женщины. А тарелки, такие хрупкие, уцелели.
Работы известных современных художников соседствуют с сувенирами из других стран. Все эти удивительные вещи стоят не напоказ, их надо искать и разглядывать.
А лучше – спросить о них хозяина ателье, ведь почти наверняка за самыми простыми и невзрачными из них, вроде верблюжьей колючки, стоят красивые истории.
Работницы мастерской – веселые, смешливые – кроят ткань хирургически точными движениями – сказывается многолетний опыт. Друг друга они понимают с полуслова. А вечерами в конце недели ателье цех превращается в своеобразный клуб, где на вечеринке "Шаббат у Шамхала" можно встретить творческих людей самых разных профессий.
Путь Шамхала к этому ателье был долгим и непростым – он прошел через интернат, драки с гопниками и несбывшиеся надежды эпохи распада СССР. Модные стиляги того времени не хотели носить серую безликую советскую одежду.
Так Шамхал и нашел свое призвание. Сперва обшивал себя и друзей, потом начали приходить знакомые знакомых. На первые показы он ездил в военное время, а в ответ на недоуменные вопросы солдат на блокпостах называл себя миротворцем.
Когда всех кавказцев считали дикими, Шамхал показывал, что они способны к высокой моде. Когда одежда от кутюр считалась уделом гламурным мальчиков и девочек, он выводил на подиум вместо профессиональных моделей брутальных дагестанских бородачей.
Так постепенно и возникло ателье с особым характером, одежду из которого покупают и глава республики Владимир Васильев, и писатель Владимир Сорокин.