Эльбрус с севера: туда и обратно

Побывать на самой высокой вершине Европы – Эльбрусе – можно двумя способами: с южного и северного склонов. И это будут два разных похода: на юге живут в гостиницах, пользуются канатными дорогами и даже нанимают снегоходы. С менее туристической северной стороны никакой инфраструктуры для альпинистов нет: среди дикой природы рассчитывать приходится только на свои силы.

Восхождение по северному склону всегда считалось более сложным с альпинистской точки зрения, поэтому этот путь наиболее популярен среди восходителей со всего мира.

Жизнь в палатках, акклиматизационные выходы с заброской грузов в штурмовой лагерь на 3800 метров, спортивная атмосфера и отсутствие туристической инфраструктуры – вот то, что привлекает туристов в подъеме с северной стороны.

Этот маршрут первой разведала экспедиция 1829 года, организованная Российской академией наук под руководством генерала Георгия Эммануэля.

С тех пор базовый лагерь альпинистов в урочище Джилы-Су называется поляной Эммануэля.

Внимание привлекают сотни эльбрусских сусликов, живущих на поляне. Они ручные, их можно даже покормить.

На восхождение с собой обычно берут сублимированную пищу и шоколадки.

Идти 5-7 часов вверх с 20 кг в рюкзаке – это не прогуляться по набережной, поэтому шоколадные батончики едят с удовольствием все, даже те, кто сладкое не любит – организму нужны углеводы.

Воздух в горах сухой, поэтому всегда хочется пить, особенно в хорошую погоду.

А в плохую погоду хочется спрятаться за скалой, открыть термос с чаем и никуда не выходить, пока ветер с дождём (снегом, градом) не прекратится.

Так было и со мной: на обратном пути я настолько устал, что просто сел под камень и не хотел никуда идти.

Но чай с шоколадкой вернули силы и способность думать, прошло ещё минут 10, и я заставил себя начать спускаться, потому что идти в темноте последние 2 км к базовому лагерю по узкой тропе, где один неверный шаг ведет к падению в пропасть, не хотелось.

При восхождении с севера альпинисты рассчитывают только на свои силы, поэтому количество удачных подъемов меньше, но и смертей тоже меньше: покорители гор реже себя переоценивают.