Ссылки для упрощенного доступа

Южная Осетия в Северной или наоборот?


"В его возвращении в местную политику не заинтересованы ни Москва, ни Тибилов и Бибилов"
"В его возвращении в местную политику не заинтересованы ни Москва, ни Тибилов и Бибилов"

Северная Осетия становится ареной предвыборной борьбы в Южной Осетии.

Заявления бывшего президента самопровозглашенной Республики Южная Осетия Эдуарда Кокойты о выдвижении своей кандидатуры на пост президента республики стали главной интригой предстоящих в республике выборов в апреле 2017 года. В ноябре 2016 года Кокойты через свое окружение неожиданно стал подавать сигналы о своем желании принять участие в президентских выборах в Южной Осетии в 2017 году. В декабре 2016 года, Кокойты уже заявлял сам: "Я буду баллотироваться в президенты по просьбе большой части югоосетинского общества, которые обращаются ко мне и в письмах, и в частных беседах".

52-летний Эдуард Кокойты был президентом Южной Осетии на протяжении двух сроков с 2001 по 2011 годы. Под конец своего президентства он был крайне непопулярен в республике из-за экономического коллапса и широко распространенном мнении о коррупции в правительственных кругах. Мало кто ожидал, что ушедший на волне непопулярности Эдуард Кокойты вновь заявит о себе всего пять лет спустя после своего ухода.

"Югоосетинские предвыборные баталии, включая выдвижение кандидатуры бывшего президента республики, являются, на самом деле, отражением борьбы разных кремлевских группировок между собой за ресурсы и влияние".

Другой особенностью нынешней президентской кампании в Южной Осетии стало то, что она фактически стартовала на территории Северной Осетии. В январе текущего года Кокойты провел ряд встреч со своими потенциальными избирателями во Владикавказе и селении Сунжа, в Пригородном районе Северной Осетии, где проживает значительное количество выходцев из Южной Осетии.

Североосетинский старт югоосетинской президентской кампании может быть связан с относительно слабыми позициями Эдуарда Кокойты в самой Южной Осетии, но кандидат намерен компенсировать это, задействовав югоосетинских избирателей, проживающих в Северной Осетии. Помимо этого, оба других кандидата - действующий президент Южной Осетии Леонид Тибилов и председатель парламента республики Анатолий Бибилов - судя по всему, стараются не допустить участия Кокойты в выборах.

Позиция Москвы по поводу выборов в Южной Осетии не до конца ясна, но некоторые российские аналитические структуры, как, например "Центр Политической Конъюнктуры" (ЦПК), утверждают, что Москва тоже не приемлет кандидатуру Кокойты. "В его возвращении в местную политику не заинтересованы ни Москва, ни Тибилов и Бибилов" - говорится в анализе ЦПК, где, правда, не приводится при этом ясных аргументов относительно того, почему Москва против.

Не исключено, что нежелание Москвы видеть Кокойты кандидатом в президенты Южной Осетии связано с тем, что он единственный в "тройке" политических тяжеловесов, кто открыто отрицает необходимость вступления Южной Осетии в состав Российской Федерации.

По словам Кокойты, "вопрос о вхождении Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации снят с повестки дня".

"Вектор на союз и стратегическое партнерство с Россией для нас незыблем, а вопрос о вхождении Республики Южная Осетия в состав Российской Федерации снят с повестки дня", - заявил бывший президент Южной Осетии на встрече с избирателями в селении Сунжа Пригородного района Северной Осетии 7 января. Подобная позиция Эдуарда Кокойты создает определенные неудобства для Москвы, поскольку Кремль хотел бы иметь свои руки развязанными и при случае присоединить Южную Осетию к России или, по-крайней мере, постоянно использовать эту карту в переговорах с Грузией. При этом и Леонид Тибилов, и Анатолий Бибилов не раз уверяли Москву в том, что они хотели бы немедленного вхождения республики в состав РФ.

Поправки к избирательному законодательству Южной Осетии, принятые летом прошлого года, предусматривают, что кандидат в президенты республики должен проживать в республике на протяжении последних 10 лет, причем как минимум 9 месяцев в году. Поправки сделали участие Эдуарда Кокойты в президентских выборах в республике крайне проблематичным, так как бывший президент проводил большую часть своего времени после выборов 2011 года на территории Российской Федерации. Тем не менее, Кокойты взялся за проведение кампании и запустил ее на сопредельной территории Северной Осетии. Одновременно сторонники Кокойты распространили информацию о том, что якобы сторонники действующего президента Южной Осетии Леонида Тибилова выдают югоосетинские паспорта в массовом порядке в надежде на то, что их владельцы проголосуют за Тибилова.

Ввиду активной политической борьбы югоосетинских политических деятелей на территории Северной Осетии возникает вопрос о роли североосетинских властей в выборах. В прошлом политик и общественный деятель Южной и Северной Осетии, один из основателей республиканской партии "Ирон" в Южной Осетии, а ныне эксперт Крымской правозащитной группы Виссарион Асеев рассказал "Кавказ.Реалии", что югоосетинские предвыборные баталии, включая выдвижение кандидатуры бывшего президента республики, являются, на самом деле, отражением борьбы разных кремлевских группировок между собой за ресурсы и влияние.

"Южная Осетия является оккупированной Россией территорией с 2012 года".

"Южная Осетия является оккупированной Россией территорией с 2012 года (после отмены результатов выборов, в которых одержал победу кандидат от оппозиции Алла Джиоева – "Кавказ.Реалии")", - отмечает Асеев. По его мнению, роль главы Северной Осетии Вячеслава Битарова в электоральных процессах в Южной Осетии будет минимальной. "Битаров недостаточно уверенно себя чувствует во главе Северной Осетии, и вряд ли он сможет предпринять какие-то действия сам по себе без указаний со стороны Москвы" - считает правозащитник.

По мере приближения выборов в Южной Осетии и увеличения интенсивности политической борьбы позиции Москвы и североосетинского руководства должны будут проясняться. Включение в борьбу за пост президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты на территории Северной Осетии в случае успешности его кампании неизбежно будет политизировать ситуацию и в Северной Осетии. В результате Москве и республиканскому руководству придется как-то реагировать на изменяющуюся политическую среду в республике.

XS
SM
MD
LG