Ссылки для упрощенного доступа

Главного по идеологии на Кавказе отправили в почетную ссылку?


На практике работа по казачьему направлению привела к ряду серьезных конфликтов между реестровыми и нереестровыми казаками
На практике работа по казачьему направлению привела к ряду серьезных конфликтов между реестровыми и нереестровыми казаками

Заместитель полпреда по СКФО Михаил Ведерников покинул Кавказ. Теперь он занимает такую же должность в Северо-Западном федеральном округе, где ему отведена роль куратора Калининградской области.

На Северном Кавказе Ведерников проработал 4,5 года. Он курировал самое важное направление – вопросы внутренней политики. Этот функционал он получил еще при полпреде Александре Хлопонине, и сохранил его за собой после прихода Сергея Меликова в 2014-м году. Именно Ведерников отвечал за молодежную и культурную политику, а также контакты со СМИ.

Отдельным направлением работы Ведерникова было развитие "казачьего проекта" - кремлевской идеи активного возрождения казачества и углубления его взаимодействия с РПЦ. Фактически Ведерников должен был передать казакам роль главных представителей интересов русской нации и православной церкви на Кавказе.

На практике работа по казачьему направлению привела к ряду серьезных конфликтов между реестровыми и нереестровыми казаками, передаче власти в руки первым и отъем власти у вторых. Самой скандальной историей было назначение атаманом Терского войскового казачьего общества Александра Журавского, фактически навязанного казакам против их воли.

С подачи Ведерникова утверждались разные идеологические проекты, например, форум Всемирного русского народного собора. В официальной концепции фигурируют такие формулировки, как "русская цивилизация", "религиозное возрождение", "подмена ценностных ориентиров", "цивилизационная катастрофа". Выступают на форуме в основном представители реестрового казачества и РПЦ.

В СМИ вообще довольно мало критических материалов на тему итогов работы Ведерникова в СКФО. А вот статей с пожеланиями всяческих успехов и похвалами в адрес уходящего чиновника довольно много, что неудивительно, ведь многие СМИ, пишущие о Северном Кавказе, утверждались и курировались Ведерниковым.

Ни с какими серьезными экспертами, которые занимаются Кавказом, он не консультировался.

На деле же никаких ошеломляющих достижений с именем Ведерникова не связано. "Скорее, наоборот – остались большие вопросы по поводу его деятельности, - отметил в разговоре с «Кавказ.Реалии» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Вадим Муханов. - Ни с какими серьезными экспертами, которые занимаются Кавказом, он не консультировался. Был традиционный трек, направленный на формирование имиджа. То есть речь идет не о деятельности, а об ее имитации, создания картинки для Москвы".

Практические "успехи" Ведерникова налицо, отмечает Муханов. "Посмотрите на ситуацию в Дагестане: она не улучшилась, а по некоторым параметрам даже ухудшилась. Большие вопросы есть к ситуации в Чечне и Ингушетии. Конфликты между республиканскими администрациями участились. Вместо реальной деятельности создавались пиар-конторы, которые не занимаются экспертным сопровождением, не способны проводить нормальный анализ социально-экономической ситуации в регионе", - поясняет эксперт.

Подводить итог работы по казачьему направлению вообще сложно, сказал Муханов. "Как оценить проект, который остался на бумаге? Мероприятия проводились - они нужны на фоне выделения больших бюджетных средств. Но какой практический выхлоп от них? Да, казачья тема была популярна в последние 10 лет, под нее выделялись деньги. Но никаких результатов, которые можно проанализировать, нет", - констатирует он.

Напомним, что при Ведерникове в СКФО родилось много экспертных проектов, самый известный из них – Центр современной кавказской политики.

Слава богу, ушел отсюда этот хлопонинский осколок.

"В главном детище Ведерникова – ЦСКП – не было ни одного эксперта по Кавказу. Там были собраны пиарщики или люди, которые занимались освоением средств. Проводились публичные мероприятия, которые никак не влияли на общественное мнение", - отметил Муханов.

"В каждой республике были созданы какие-то экспертные клубы, заседания которых не проводятся. ЦСКП вообще занимался откровенным мухлежом. Они старались сделать имя на узнаваемых фамилиях. К этой организации не раз был вопрос – зачем она вообще нужна", - рассказывает Муханов.

"ЦСКП – это вообще анекдот. Совершенно бесполезная организация, та аналитика, которую они писали по Кавказу – это детский сад", - сказал "Кавказ.Реалии" координатор общественного движения РЕКА ("Русское Единство Кавказа") Сергей Попов. К работе Ведерникова он относится негативно и его уходу рад.

"Слава богу, ушел отсюда этот хлопонинский осколок. В республиках при нем сделали ноль работы, только добили то что было раньше сделано. Ведерниковым довольна лишь группа журналистов и правозащитников, которые получили от него гранты", - уверен Попов.

"Жуткое социальное расслоение, подкрепляемое еще и наличием радикальных религиозных течений, не лечится всякими «Машуками»", - подчеркнул Попов, который работает на Кавказе более 25 лет.

"Я семь лет занимался созданием системы отечественного исламского образования по поручению президента в 2002 году, тогда я был чиновником аппарата полпреда в ЮФО. Когда сюда пришли Хлопонин с Ведерниковым, они все это уничтожили. А работа Ведерникова по казачеству – это полный обман. Когда написали стратегию развития Северо-Кавказского региона – она утверждалась при Хлопонине, в ней описано направление работы до 2025 года, - в ней ни разу не употребили слово «казак», проверьте", - отметил Попов.

"Около десяти тысяч человек с Северного Кавказа, по экспертным оценкам, уехали в ИГИЛ – таков итог работы Ведерникова", - подводит итог Попов.

Перевод Ведерникова на должность куратора Калининградской области нельзя назвать почетной ссылкой. Этот регион считается одним из важнейших для управления по внутренней политике – так же, как СКФО и ЮФО, куда был включен Крым после расформирования Крымского федерального округа.

XS
SM
MD
LG