Одним из самых драматических эпизодов в российско-грузинской войне августа 2008 года стало уничтожение головной колонны 58-й армии РФ, которая двигалась в Цхинвали. Впервые за долгие годы грузинские войска нанесли значительный урон войскам России и даже ранили командира армии Анатолия Хрулева. Засаду на колонну с бронетехникой устроила разведгруппа Давида Макишвили. Сегодня бывший командир группы разведки 4-й бригады вооруженных сил Грузии, полковник в отставке Макишвили рассказал "Кавказ.Реалии", что в течение 10 лет хотел пробить "слой лжи", который нарос вокруг августовской войны 2008 года.
- Когда для вас началась война?
- 6 августа 2008 года. Именно тогда поступил приказ явиться по месту дислокации и выдвигаться в сторону Гори. Мы не ждали тогда, что начнется война – ведь самое подготовленное подразделение - Первая легкая пехотная бригада находилась в Ираке, а мы - 4-я бригада – находились в отпуске, потому что мы готовились заменить первую бригаду. Так что от начальника бригады до последнего солдата все были на отдыхе. И вот 6-го ночью – сбор. Нам объявили, что русские войска вошли в Цхинвали и нам объявили о начале военных действий.
- Вы прибыли в Гори?
- Нет, мы прибыли к одному из селений, которое контролировалось нашей стороной. И нам объявили, что началась война, и с 4 августа велась бомбежка со стороны базы российских миротворческих сил.
- То есть, было сразу ясно, откуда идет огонь?
- Ясно было все, потому что там стояли вооруженные подразделения Грузии, которые исполняли функции миротворцев. Тогда же миротворцы были сформированы из трех группировок – грузинских, российских и североосетинских. И 6 августа погибли первые грузинские миротворцы.
- Когда вы выдвинулись в сторону Цхинвали?
- В ночь с 7 на 8 августа. К 8 утра через населенный пункт Хетагурово, который контролировали российские войска. Мы его обошли и вышли к Цхинвали с западного направления, со стороны дубовой рощи, это селение называется "малое Тамарашени".
- Именно там вы уничтожили головную колонну 58-й армии?
- Да. Мы остановились, замаскировались, и устроили, что называется "мгновенную засаду", согласно уставу, на всякий случай. И тут инструкция сработала – в эту "мгновенную засаду" попал генерал Хрулев. По правилам, он должен был находиться в головной машине. Но Хрулев был с прессой в уазике в конце колонны. Так что мы уничтожили его автомобиль, а самого Хрулева – только ранили в низ спины.
- К тому времени кто вел обстрел Цхинвали?
- Никто. Первые взрывы что были – это нас обстреляла авиация. Там же, в дубовой роще, мы подверглись бомбардировке российской авиации – над нами пролетели СУ-24 и провели бомбардировку. И это были самые большие потери – как вы знаете, именно 4-я бригада понесла самые большие потери в той войне.
- До этого грузинские войска открывали артобстрел?
- Нет.
Когда вы вошли в город?
После бомбардировки мы вынуждены были идти дальше. План состоял в том, что мы войдем в город одновременно с танковой бригадой. Так что нам пришлось войти в город.
Вы встретили там сопротивление?
Да. В городе нам противостояли российские солдаты и бойцы южноосетинского ополчения.
По вашим словам выходит, что грузинская артиллерия не вела огня в сторону Цхинвали.
Нет, именно когда противник обнаружил себя, мы вызвали огонь артиллерии по тем зданиям, где он укрывался.
Когда вас выбили из города?
Это было уже после 16 часов. До того грузинское правительство объявило о прекращении огня и предоставлении гуманитарного коридора для тех, кто хотел выйти из Цхинвали. Но во время прекращения огня были уничтожены два грузинских танка. Мы возобновили военные действия. Но к 16 часам подошла тяжелая техника 58-й армии и во взаимодействии с авиацией они нас выбили из города. Мы отступили на наши позиции к селу Земо Никози. На следующий день мы снова взяли Цхинвали, но уже нас начали атаковать массированно с воздуха. Если 8 августа грузинские ПВО сбили много самолетов, то в ночь с 8 на 9 российские ВВС уничтожили радары, в том числе - и в Гори, и в Тбилиси, и 9 августа мы уже не могли отслеживать авиацию. Мы даже не знали, с какой стороны ожидать бомбардировщиков. Поэтому вынуждены были отступить. И 10 августа поступил приказ – отойти на позиции на подконтрольных Тбилиси территориях.
- Когда погибли первые российские миротворцы?
- 8 августа, вечером, когда нам пришлось отступать, мы проходили как раз мимо базы так называемых миротворцев. Тут я бы хотел отметить, что перед началом военных действий нам отдали строгий приказ – не вступать в столкновение с солдатами, у которых были литеры МС – миротворческие силы. Вообще запрещено было обстреливать миротворцев. Но по нам открыли стрельбу со стороны базы российских миротворцев, и мы вынуждены были ответить.
- Ответили артиллерийским огнем?
- Нет, и мое подразделение, и другие подразделения, которые шли мимо базы отвечали только из стрелкового оружия. Я не знаю, может быть тот, кто шел следом за нами вызвал артиллерийский огонь – это было бы правомерно, потому что миротворцы стреляли именно по нам. Но у меня нет информации, чтобы кто-то вызывал артиллерию по этой базе.
- Есть непроверенные сведения о том, что огонь открыла российская авиация. Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту информацию?
- Я впервые слышу о такой версии. Я видел кадры обстрела, которые появились в сети, но я представления не имею, кто именно вел обстрел – артиллерия или авиация противника.
- Почему не был заблокирован Рокский тоннель?
- Мы, то есть, вся грузинская армия, замешкалась. Мы не ожидали что такие большие силы пойдут на Цхинвали со стороны России. Так что подразделение было туда поздно послано – оно добралось к тоннелю только 10 августа – местность там очень труднопроходимая, без специальной горной подготовки туда не доберешься. Но когда подошли, уже все российские формирования, участвующие в конфликте, вышли из тоннеля. К тому же двинулись войска со стороны Абхазии, а кроме того была приведена в боеготовность российская база в Гюмри в Армении. Так что блокирование рокского тоннеля уже не имело никакого смысла.
- После того, как вы отошли, российские войска сразу вошли в Гори?
- 10 августа мы получили приказ вернуться на наши позиции на контролируемые официальным Тбилиси территории. Следом за нами двигались вооруженные силы России с интервалом в несколько часов. Они остановились на подступах в Гори, но боялись войти в город. Командующий связывался со своим штабом и требовал, чтобы ему прислали подкрепления и спецвойска, поскольку его солдаты не подготовлены для ведения боя в городских условиях. Только получив подкрепления и заверения в том, что с Грузией достигнута договоренность о возвращении военных частей на места дислокации, они вошли в Гори.
- На этом они решили свои боевые задачи или намеревались двигаться в Тбилиси?
- Нет, они намеревались взять Тбилиси и сместить президента Саакашвили. Российские колонны двинулись дальше, к Тбилиси, и остановились только у селения Игоети Каспийского района в 50 км от Тбилиси. А к Гори подтягивались дополнительные силы.
- Что их остановило?
- Международное вмешательство. К тому времени уже в Грузию прибыл и президент Польши, и президенты Литвы, Франции, и других стран. Это остановило продвижение российских войск.
- Журналист Орхан Джемаль описывал, как чеченский батальон "Восток" под руководством Сулима Ямадаева уничтожал грузинские артиллерийские расчеты. Действительно ли это имело место?
- Орхан Джемаль по представлению Ямадаева был награжден медалью "За принуждению Грузии к миру". Может быть, он хотел как-то вернуть моральный долг Ямадаеву, поэтому и придумал эти события. На самом деле ни один расчет не погиб, а все артиллерийские установки были выведены из зоны конфликта. Погибло много наводчиков – они находились на открытых участках, их доставала артиллерия. Вообще, когда мы проводили анализ военных столкновений, то был сделан вывод, что батальон "Восток" не отличался от среднего общевойскового формирования России. Каких-то неожиданных, чрезмерных действий с их стороны замечено не было.
- Много вообще было потерь от чеченцев?
- Нет. Мы вообще не потерпели ни одного поражения от наземных столкновений. Только с воздуха. К тому же, официально "Восток" зашел в Цхинвали только утром 9 августа. К тому времени, когда российская авиация фактически господствовала в воздухе.
- Если возвращаться к тому времени, что можно было бы поменять?
- В принципе мало что. Единственное, следовало избегать большей концентрации наших войск в Цхинвали. Нужно было защищать подходы, продвигаться к рокскому тоннелю.
- Каковы, на ваш взгляд, итоги войны?
- Конечно, военная кампания была проиграна. Но мы тогда сумели добиться политической оценки действий России. Всем стало понятно, что Россия – оккупант, и мы воюем с ней, а не с Абхазией и Южной Осетией. Но с другой стороны – мы потерпели большее поражение в том, что сегодня Грузию возглавляет пророссийское правительство Иванишвили. И оно действует против интересов моего народа.
- Можно было избежать военных действий тогда?
- Я долго думал, но после событий в Крыму я понял, что мы правильно сделали, решив принять бой. Как ни миролюбиво вели себя украинские войска в Крыму, все равно Россия оккупировала часть украинской территории. Так что мы сделали правильно – кто не сопротивляется ради чести, потеряет и честь, и территории.
- Сколько человек погибло из тех, кого вы знали?
- Я со многими общался во время службы, был в разных частях. Накануне, я как раз вспоминал их по именам. Оказалось, 80 человек.
- Вы поддерживаете связи с семьями?
Да. Поддерживаю.
- Когда вы направлялись в Украину, воевать против России, вы ожидали такого же морального груза?
- Да, конечно, я все понимал. Но когда российская армия двинулась на Украину, это вызвало во мне ненависть. Пока оккупанты не вернут наши территории, я считаю своим долгом воевать дальше.
С началом войны в украинском Донбассе полковник Макишвили выехал в Украину, где работал военным советником. В 2017 году ВСУ Украины задержали Давида Макишвили и высадили в аэропорт Грузии. Вспоминая о том эпизоде, Давид Макишвили говорит, что не отождествляет весь народ Украины с теми силами, которые устроили это похищение. “Они же действовали не столько против меня, сколько против народа, который мы хотели защитить”, говорит Макишвили.