Ссылки для упрощенного доступа

"Оскорбляет сотрудников налоговой, не владеющих кабардинским"


Почему в аппарате главы КБР Юрия Кокова не понимают на кабардинском?
Почему в аппарате главы КБР Юрия Кокова не понимают на кабардинском?

Как обратиться к чиновникам Кабардино-Балкарии на родном языке и узнать, что разжигаешь межнациональную рознь?

Во многих кавказских республиках национальные языки, согласно Конституции, имеют статус государственных (наряду с русским). Однако фактически национальные языки блокируются – ими не пользуются чиновники в госучреждениях, а подачу заявления на нем власти расценивают как разжигание межнациональной розни.

В налоговой Чеченову объявили, что он разжигает межнациональную рознь и "оскорбляет сотрудников инспекции, не владеющих кабардинским языком".

Глава "Координационного совета адыгских общественных объединений" Муаед Чеченов попытался использовать кабардинский язык в официальной переписке, но властям это не сильно понравилось. В налоговой, куда он подал бумагу, составленную на кабардинском языке, ему объявили, что он разжигает межнациональную рознь и "оскорбляет сотрудников инспекции, не владеющих кабардинским языком". Чеченов настаивает: в Кабардино-Балкарии грубо нарушаются конституционные нормы, в соответствии с которыми "кабардинский и балкарский являются государственными языками". "В республике наблюдается политика изгнания двух государственных языков из всех сфер", - возмущается он в беседе с "Кавказ.Реалии".

Общественник также вспоминает историю жителей одного села в КБР, которые обратились к руководителю республики Юрию Кокову на родном языке, однако чиновники попросили граждан перевести документ на русский язык, а копию на кабардинском просто приложить. Из этого Чеченов делает вывод, что "в аппарате главы республики нет человека, который свободно владел бы кабардинским языком".

По наблюдениям активиста, местные чиновники говорят на родном языке исключительно на бытовом уровне, они не могут ни писать на нем, ни вести заседания. "Все идет к тому, что язык будет утерян", - сетует эксперт.

Журналист Аслан Шаззо говорит о множестве причин, по которым, например, тот же черкесский язык блокируется в госучреждениях: "Но довлеет над всем негласная государственная политика РФ по отношению к национальным языкам. Они, по мнению Москвы, должны перестать существовать".

Местные чиновники говорят на родном языке исключительно на бытовом уровне, они не могут ни писать на нем, ни вести заседания.

"Национальный язык неудобен, так как законодательно не регламентирован, - продолжает собеседник "Кавказ.Реалии". - Чтобы налоговик, например, принял документ на национальном языке, ему нужна инструкция. Тоже на национальном языке. А ее нет".

И здесь все снова, считает Шаззо, упирается в государственную политику, поскольку документ, сданный в налоговую, должно проверить вышестоящее начальство, которое сидит, к примеру, в Ставрополе и знать не хочет кабардинского языка. "Это решаемый вопрос, но только на федеральном уровне", - резюмирует журналист.

XS
SM
MD
LG