Ссылки для упрощенного доступа

Обманутые вкладчики из Дагестана и Татарстана намерены митинговать в Москве


Совместная пресс-конференция обманутых вкладчиков из Татарстана и Дагестана в редакции издания "Московский комсомолец"
Совместная пресс-конференция обманутых вкладчиков из Татарстана и Дагестана в редакции издания "Московский комсомолец"

Чтобы их услышали, они согласны сесть на 15 суток

Вкладчики, пострадавшие из-за крупнейших банков АКБ "Экспресс" в Дагестане и Татфондбанка в Татарстане, намерены обратиться к Путину и провести митинг в Москве. Виновником своих бед дагестанские вкладчики считают заместителя Председателя Совета Федерации Ильяса Умаханова, о чем они заявили 11 апреля на пресс-конференции в Москве.

3 марта этого года три татарстанских банка - "Татфондбанк", "Интехбанк", "Анкор банк" - лишились лицензии. А 5 апреля за ними последовал и "Татагропромбанк". По версии Центробанка, это решение было принято на основании отчета временной администрации, где АСВ объясняет это низким качеством активов "Татфондбанка", сделавшим невозможной процедуру финансового оздоровления "на разумных экономических условиях".

Вкладчики Татфондбанка и Интехбанка, среди которых есть и юридические, и физические лица, в общей сложности потеряли 40 млрд рублей. Совет директоров "Татфондбанка", банка с государственным участием, возглавлял премьер-министр Татарстана – Ильдар Халиков. Из-за этого вкладчики полагают, что в банковском кризисе виноваты местные власти, в том числе президент республики Рустам Минниханов.

А у дагестанского банка "Экспресс" Центробанк отозвал лицензию 21 января 2013 года, обосновав это тем, что он "представлял недостоверную отчетность о состоянии активов, противодействовал проведению инспекционной проверки, не исполнял требования предписаний надзорного органа об устранении нарушений".

Под паспорта обычных бомжей, которые работают на кирпичных заводах республики, были выведены сотни миллионов.

По данным госкорпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ), объем фиктивных обязательств перед вкладчиками в банке "Экспресс" (Махачкала) составил 7 миллиардов рублей. В банке настоящих вкладов оказалось всего на 3,5 млрд из 10 млрд руб. Остальные "депозиты" были размещены в несуществующие кредиты, положены в отсутствующую кассу, а также инвестированы в вымышленные ценные бумаги — в каждом случае примерно по 2 млрд руб. Таким образом, с "Экспресса" были украдены почти все деньги клиентов, а это - почти 16 тысяч физических или юридических лиц. Вкладчикам был причинен ущерб на сумму более 10 млрд рублей.

Банкротство "Экспресс-банка" они считают абсолютной аферой. Поэтому за эти четыре года обманутые вкладчики создали инициативную группу и ведут свое собственное расследование.

"8 января, когда вся страна отдыхала, сотрудники Росреестра переписывали задним числом недвижимость, находящуюся на балансе 'Экспресс' банка на фирмы однодневки и на подставные лица, - отмечает руководитель инициативной группы обманутых вкладчиков Темирхан Гимбатгаджиев. - Затем всем этим подставным фирмам раздали около 2 млрд рублей (по 200-400 тысяч рублей) без каких-либо условий. В то время, когда в этом банке невозможно было взять в кредит даже одну тысячу рублей без соответствующих документов, под паспорта обычных бомжей, которые работают на кирпичных заводах республики, были выведены сотни миллионов".

По словам Гимбатгаджиева, были также проданы ликвидные ценные бумаги, имевшиеся у "Экспресс-банка", на сумму 1 млрд 800 млн рублей. А чтобы не возвращать деньги в кассу банка, создали сомнительные фирмы. И преподнесли так, как будто бы приобрели акции у них.

По данным инициативной группы, высокопоставленным чиновникам федерального и регионального масштаба, а также их родственникам заблаговременно сообщали о том, что у банка скоро отзовут лицензию и что нужно забирать свои деньги.

Обычный дагестанский преподаватель Магомед Абдулаев решил связаться с "Экспрессом", когда его сын заболел раком крови. Вернее, сын умер от агрессивной формы онкологии, а деньги, собранные всей Россией на его операцию - около 8 млн рублей – остались. Он решил открыть благотворительный фонд, чтобы спасать таких же детей, ка его сын. Для этого нужно было перевести те 8 млн рублей со своего счета на счет благотворительного фонда. И решил сделать это через "Экспресс". Но Абдулаев не учел, что это - коммерческий банк и при такой процедуре потеряет приличную сумму, которую мог бы направить на лечение детей.

Чтобы сэкономить деньги, с анализами сына я ездил на метро. Оказывается, таким образом я экономил деньги для клана Умахановых.

Помимо этого беспокойства появились и слухи о предстоящем банкротстве "Экспресса". Тогда вкладчик обратился к заместителю управляющего "Экспресс-банка" Магомеду Магомедову с просьбой спасти деньги, предназначенные для лечения умирающих детей. Тот клятвенно убедил его в беспочвенности разговоров о банкротстве.

Затем последовали подобные заявления местных властей, начиная с экс-президента Магомедсалама Магомедова.

Представители республиканского правительства один за другим выступали через СМИ, обозначая значимость этого банка и заверяли, что власть не даст обанкротиться ему. Но не прошло и двух месяцев…

Следствие по этому делу длится четыре года, но внятного результата пока еще не достигнуто. Под следствием находится только одна сотрудница из всего коллектива банка. Тогда как в списке соучредителей "Экспресс-банка", составленном на конец 2012 года, названы имена сына Ильяса Умаханова и двух его племянников.

Все прекрасно обо всем знают и показывают пальцем вверх, говорят обманутые вкладчики.

В итоге вышло так, что Магомед Абдулаев как юридическое лицо не может получить даже те 700 тысяч рублей, на которые рассчитывают физические лица при банкротстве банка.

"Чтобы сэкономить деньги, с анализами сына я ездил на метро. Оказывается, таким образом я экономил деньги для клана Умахановых", - говорит Магомед Абдулаев.

Обманутые вкладчики, а их только в Дагестане 16 тысяч человек, планируют организовать митинг в Москве. Если накажут за это, то готовы понести наказание: сесть в тюрьму на 15 суток.

Также 12 апреля они намерены записаться на прием к руководителю Совета Федерации России Валентине Матвиенко.

Они уверены, что надо обратить внимание президента страны на это дело. Если руководство вмешается, то людям начнут возвращать деньги, говорят вкладчики.

XS
SM
MD
LG