Ссылки для упрощенного доступа

На безрыбье и Кокойты оппозиционер


Тот факт, что яркие политики убиты в зародыше, помог выйти на арену экс-президенту Эдуарду Кокойты
Тот факт, что яркие политики убиты в зародыше, помог выйти на арену экс-президенту Эдуарду Кокойты

Выборы в Южной Осетии продемонстрировали запустение на политическом поле

Абхазские и югоосетинские выборы привлекли внимание российских экспертов, поскольку ранее политические процессы в этих республиках были связаны со скандалами и местами вооруженной борьбой.

Казак сообщил, что Кокойты "всегда сражался за свой народ, а в 2008 году сам вел боевые действия, в результате чего у него были сломаны обе руки".

Прошлые выборы в Осетии прошли в четыре тура, а законного победителя Аллу Джиоеву силой не допустили к власти. В 2012-м году выборы проводились повторно – под усиленным контролем Москвы. Нынешняя кампания показала, какие выводы сделали политтехнологи и власти.

Особенности выборных кампаний в непризнанных республиках обсуждались в рамках круглого стола, организованного Центром проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО и Центром изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья ИВ РАН.

Бибилов и Тибилов: в поисках отличий

По мнению кандидата исторических наук Александра Скакова, результаты выборов в Южной Осетии ожидаемы и для экспертов, и для Москвы. Оба основных кандидата – Анатолий Бибилов и Леонид Тибилов – имели имидж надежных партнеров и были поддержаны Кремлем.

Различий в программах кандидатов почти не было (похожая ситуация наблюдается и в Абхазии), оба не являлись харизматиками, так что имелся запрос на третью силу. Такой запрос мог подарить избирателям нового кандидата, но не в условиях Южной Осетии – когда все кадры убиты в зародыше. Это, по мнению экспертов, и помогло выйти на арену экс-президенту Эдуарду Кокойты.

Кокойты о любви и ненависти

Проблемой Кокойты был не только формальный ценз оседлости – у него не было программных целей, лишь угрозы в адрес незримых врагов. Политологи не понимают, на что он надеялся, учитывая провалы его президентства.

"Обычная система прокладки труб в Цхинвале выглядела так: сначала улицу раскапывали и клали трубы, забывая подключить к домам. Проходило полгода – их вновь раскапывали, чтобы уже подключить к домам. Потом снова раскапывали, потому что забыли кого-то подключить. Так деньги зарывались в землю", - напомнил Скаков.

Кокойты, кстати, озвучил свою программу в эфире канала ЛДПР-ТВ. Сделано это было в формате ответов на вопросы журналиста Алексея Казака (по совместительству бывшего советника Кокойты).

Казак сообщил, что бывший президент "всегда сражался за свой народ, а в 2008 году сам вел боевые действия, в результате чего у него были сломаны обе руки".

При этом Анатолий Баранкевич (командовал ВС Южной Осетии в ходе боевых действий в 2008 году) вспоминал, что накануне конфликта Кокойты уехал в глубокий тыл и вернулся в Цхинвал только 11 августа, когда все уже закончилось.

В интервью Кокойты упомянул пару своих ошибок, главная из которых "чрезмерная любовь к России".

Политика для хороших парней

Эксперты констатировали, что Абхазия и Южная Осетия прошли выборный период достойно, но налицо две болезни: слабость партийных структур, не отличимых по идеологии друг от друга, и отсутствие идей.

"Отсутствуют программы развития для Абхазии и Южной Осетии. Именно это можно считать главным вызовом для их будущего".

"Демократию тут можно назвать портретной, когда люди объединяются не вокруг программы, а вокруг хорошего парня, - пояснил Скаков. - Идей и предложений нет даже в форме запоминающихся лозунгов. По сути отсутствуют программы развития для Абхазии и Южной Осетии. Именно это можно считать главным вызовом для их будущего".

Вопросов, которые требуют решения, тем временем целая масса. В Южной Осетии даже яблоки завозят из Кабардино-Балкарии. Но идеи по развитию республики звучат совершенно бредовые – например, предлагается построить аэропорт в Цхинвале, что абсолютно нерентабельно.

XS
SM
MD
LG