Ссылки для упрощенного доступа

«Если дом сгубили в КТО – и не надейся на компенсацию»


На ликвидацию последствий КТО в Нальчике выделено более двух миллионов рублей

Спецоперации проходят в северокавказских республиках часто, а выплат компенсаций за разрушенные дома мирных жителей иногда приходится ждать годами и обычно выделенных средств не хватает на восстановления утраченного жилья.

Девятнадцать жителей Нальчика, потерявших своё имущество во время контртеррористической спецоперации, получат из федерального бюджета по 50 тысяч рублей. Ещё более миллиона рублей администрация города потратит на восстановление повреждённых домов. Об этом на заседании правительства в минувший четверг заявил замначальника ГУ МЧС по Кабардино-Балкарии Заур Кармоков.

Спецоперация, последствия которой теперь необходимо устранять, проходила с 15 по 17 января этого года. Силовики тогда заблокировали частный дом, находящийся в зоне плотной застройки, напоминает «Кавказский узел». В ходе перестрелки был убит работник автомастерской Алим Нахушев, которого силовики назвали активным пособником боевиков. После КТО дом, в котором был Нахушев, оказался полностью разрушен, пострадали и некоторые близстоящие строения.

В апреле республика потратила почти 2,3 миллиона рублей, чтобы покрыть ущерб от спецоперации, проведенной в Нальчике аж августе 2015 года. Тогда пострадали десять квартир в многоквартирном доме. Деньги на компенсации выделяли из федерального и республиканского бюджетов.

При этом по закону «О противодействии терроризму» возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта, происходит за счет средств федерального бюджета. Постановление правительства от 2014 года установило, что подобные возмещения должны идти из резервного фонда федерального бюджета.

Практика предыдущих лет (а в республиках Северного Кавказа спецоперации – дело нередкое) показывает, что ждать компенсаций приходится подолгу. А многим и вовсе не удаётся добиться положенных выплат.

«Если дом сгубили в КТО – и не надейся на компенсацию, я так понял. Хорошо, если 10-50 тысяч дадут, на которых ничего не восстановишь. Я свой дома самостоятельно потихоньку отстроил», - рассказал «Кавказ.Реалии» житель Дагестана, чьё жильё было сильно повреждено во время проведения КТО.

Хорошо, если 10-50 тысяч дадут, на которых ничего не восстановишь. Я свой дома самостоятельно потихоньку отстроил

​Опасаясь проблем с силовыми структурами, собеседник попросил не называть своего имени и места жительства.

На невыплату компенсаций жалуются жители посёлка Временный в Унцукульском районе Дагестана. Посёлок примыкает к селу Гимры, в котором с 2007 года регулярно проводят спецоперации.

В 2014 году режим КТО тут держался с 8 марта по 26 ноября. Осенью во время проведения активной фазы спецоперации силовики разрушили хозяйственные постройки и жилые дома. В начале октября мирные жители вынуждены были покинуть посёлок и вернулись только после завершения КТО. В результате операции были повреждены 52 дома. Специальная комиссия по оценке ущерба признала их непригодными для проживания и подлежащими сносу. Жители Временного также жаловались на масштабные разрушения в посёлке и мародерство.

Летом, когда Гимры посетила выездная комиссия СПЧ, отсутствие компенсаций местные власти объясняли техническими проблемами: улицы в селе не имеют названий и, соответственно, нет возможности описать адреса, пояснил один из участников поездки. «Кавказ.Реалии» не удалось получить комментарий официальных властей: в администрации Унцукульского района в течение двух суток не отвечали на звонки корреспондента.

В Чечне многие местные жители не могут дождаться выплат за потерю имущества ещё со времён военных кампаний. Законом установлено, что людям, потерявшим жилье и имущество в ходе военных действий, полагается 350 000 рублей в качестве компенсации (300 тысяч за жилье и 50 – за имущество). Создавалась даже комиссия для работы над этим вопросом. Выплаты начались в 2003 году.

Сумма изначально смехотворная, но и её полностью получили очень немногие. Подавляющее большинство было вынуждено делить деньги: давать так называемые откаты, рассказал «Кавказ.Реалии» местный юрист, попросивший не называть его имени из соображений безопасности.

Подавляющее большинство было вынуждено делить деньги: давать так называемые откаты

По его словам, конечная сумма зависела от ставок местных чиновников, иногда люди получали всего 30-40 % от полагающейся компенсации.

Несколько лет назад комиссию распустили, а выплаты приостановили.

«Помимо выплат за потерю жилья и имущества, тем, у кого во время войны был убит родственник, полагался миллион рублей в качестве компенсации морального вреда. Но эти деньги давали не всем потерявшим родных, а только тем, чьи родственники были убиты военнослужащими федеральных сил и в связи с этим было возбуждено уголовное дело. В постановлении о признании потерпевшим должно было быть указано, что убили федералы», - пояснил «Кавказ.Реалиям» адвокат, представлявший на суде родственников убитых во время чеченской войны людей. Он так же попросил не упоминать имени.

По его словам, платить компенсации за убийство родственников начали в 2012 году, но последние пару лет из Москвы пришла установка: не выплачивать. Людям перестали предоставлять постановления о возбуждении уголовных дел, а судам запретить выносить решения в пользу истцов.

Но в суд пострадавшие от КТО обращаются редко. Для этого сумма выплат должна быть достаточной, чтобы хватило и жильё восстановить, и с адвокатом расплатиться. Если же обещанная компенсация составляет всего 50 тысяч рублей, то их не хватит и на судебные издержки.

XS
SM
MD
LG