Северокавказские вузы и ученые широко представлены в известном сообществе "Диссернет", которое занимается выявлением фальшивых диссертаций и научных работ. Проект выводит на чистую воду как профессиональных ученых с сомнительными научными достижениями, так и политиков, которые попытались повысить свою значимость посредством получения научной степени.
Кавказ гонит "фальшак"
Координатор проектов "Диссеропедия вузов" и "Диссеропедия журналов" Лариса Мелихова рассказала "Кавказ.Реалии" о том, что фальшивые диссертации не размазываются равномерно по стране или регионам, а концентрируются в кластерах.
"Когда мы видим, что в некоем месте образуется скопление 'фальшака', то начинаем проверять его тщательнее, – говорит Мелихова. – Обнаруживаются все новые и новые кейсы, всплывают связанные с ними люди – не только сами диссертанты, но еще 'диссероделы' (научные руководители или оппоненты липовых диссертаций), а также диссоветы – фабрики фальшивых диссертаций".
По ее словам, несмотря на то, что Северный Кавказ – не самый большой регион России, "концентрация таких кластеров там немалая".
При этом с обратной связью в СКФО, отмечает эксперт, все плохо. "Ее практически нет, а если бывает, то возмущенные вопли про 'заказ', 'наезд' и т.д. С нами многие научные журналы сотрудничают из разных регионов, но ни одного с Северного Кавказа", – обращает внимание собеседница.
Схема работы проекта такова: вначале текст диссертации обрабатывается компьютерными алгоритмами, которые сравнивают его с другими документами, находящимися в открытом доступе. Если возникает подозрительно большое количество совпадений, то "копают" глубже.
По числу липовых диссертаций Южный федеральный университет в Ростове-на-Дону входит десятку. За исключением ЮФУ и Санкт-Петербургского государственного экономического университета, все остальные вузы из топ-10 базируются в Москве.
Кроме "красочных диссертаций" (так активисты называют "левые" диссертации), ресурс оценивает участие сотрудников вузов в необоснованном присуждении ученых степеней и количество "красочных публикаций" в научных журналах.
Тройка лидеров
Рейтинг псевдонаучности на Северном Кавказе возглавляет Краснодарский край, где самым проблемным считается Кубанский госуниверситет. Эксперты полагают, что у самого ректора КубГУ Михаила Астапова списанная диссертация. Фальшивой научной работой отметилась и ректор Сочинского госуниверситета Галина Романова.
На втором месте здесь Ставропольский край, где располагается Северо-Кавказский федеральный университет. Активисты уличили вуз не только в "левых" диссертациях и псевдонаучных статьях, но и в участии профессуры в фальсификациях. Так, эксперты насчитали большое количество недобросовестных заимствований в кандидатской и докторской директора Северо-Кавказского филиала МАДИ Геннадия Ягудаева.
Пятигорск представляет собой интересный случай, говорит Мелихова. "Целых семь вузов или филиалов крупных вузов из этого небольшого города попали в 'Диссернет'! – удивляется она. – Среди них Пятигорский медико-фармацевтический институт – филиал ВолгГМУ".
Эксперты склонны думать, что учредитель пятигорского Института экономики и управления Виктор Вазагов тоже со списанной диссертацией.
Тройку лидеров рейтинга на Северном Кавказе замыкает Кабардино-Балкария. Там наиболее проблемным считается Кабардино-Балкарский научный центр РАН.
Но и Дагестан не отстает
Среди дагестанских вузов к самым большим любителям фальсификаций относится Дагестанский государственный технический университет. Впрочем, и местный филиал РАН является крупным поставщиком фальшивых научных работ.
Недобросовестным ученым в "Диссернете" называют и ректора Института адвокатуры, нотариата и международных отношений в Махачкале Мурада Ахмедзияутдинова.
В Северной Осетии и Чечне тоже нашлись плагиатчики. Там лидирует Горский государственный аграрный университет (Владикавказ) и Чеченский госуниверситет. На списывании здесь эксперты поймали ректора Грозненского государственного нефтяного института Хасана Таймасханова и руководителя Чеченского института повышения квалификации работников образования Гангу Эльмурзаеву.
В Карачаево-Черкесии только один недобросовестный вуз, зато какой -Карачаево-Черкесский госуниверситет. Там "леваком" отметился бывший ректор КЧГУ Бурхан Тамбиев. В Адыгее претензии к Майкопскому государственному технологическому университету, в Ингушетии – к Ингушскому госуниверситету.
Разумеется, это приблизительные данные, ведь работа продолжается. К тому же некоторые вузы и регионы лучше исследованы, а до других "просто руки еще не дошли".
Лариса Мелихова обращает внимание, что государство пытается улучшить ситуацию: закрываются диссоветы – фабрики "фальшака" (некоторые, правда, возрождаются, как птица Феникс).
"Почищены экспертные советы Высшей аттестационной комиссии. Защиты стали более открытыми, – признает она. – Поэтому количество защит за последние годы снизилось примерно вдвое".
Главная проблема, впрочем, даже не в этом – отсутствует институт репутаций. "Про чиновников не говорю – бог с ними, но ректоры со списанными диссертациями спокойно сидят в своих креслах, – возмущается она. – То же касается и ученых, и вузовских преподавателей-диссероделов. Все это передается студентам, которые знают одно: кради, но не попадайся. Науку спасет только полная санация".