Ссылки для упрощенного доступа

"Беременных в шутку «Приорами» называют". На что в Дагестане тратят материнский капитал


Иллюстративное фото
Иллюстративное фото

В дагестанских пабликах в соцсетях активно обсуждают сказанное в послании Владимиром Путиным про материнский капитал. Его собираются выдавать уже при рождении первенца – сумма составит более 466 тысяч рублей. А за второго дадут еще 150 тысяч. Третий же ребенок даст семье возможность получить помощь в виде погашения ипотечного кредита на 450 тысяч рублей. Но в Дагестане очень часто капитал используют не для приобретения жилья или же образование ребенка.

Махинации с материнским капиталом – одна из самых распространенных мошеннических операций в республике, говорят в местном МВД. Объявления о покупке капитала висят в Махачкале в самых людных местах, у правонарушителей множество аккаунтов в том же Instagram. Для махинаций, как правило, прибегают к сделкам с недвижимостью: например, заключается договор о покупке квартиры по завышенной цене. В итоге продающий сертификат получает на руки наличными часть капитала. Покупателю отходит обычно 100-150 тысяч рублей, а то и больше.

На что же люди тратят обычно деньги? Машины, свадьбы, пластические операции – список самый разный. "Кавказ.Реалии" записал истории нескольких дагестанок о том, что они сделали с материнским капиталом.

Патина, 42 года:

– Когда только ввели материнский капитал (2007 год – прим.ред.), у нас уже было четверо детей. Мы с мужем подумали, что там, где четыре, то и пятый ничем не помешает. Тем более за него деньги ещё дают. Так у нас появился самый младший сын. На деньги мужу купили "Приору". Многие в селе так делают. Беременных в шутку "Приорами" называют до сих пор. Благодаря капиталу у нас в селе обычным явлением стало, когда между последним и предыдущим ребёнком разница в возрасте 10-15 лет.

Альбина, 36 лет:

– Я сделала себе нос, а ещё прикус исправила. На это не вся сумма ушла, конечно. Но наконец-то я избавилась от носа, который ненавидела. Муж, правда, ругал, говорил, что ему, например, было все равно. А мне – нет. На оставшиеся деньги купили подержанную машину.

Марьям, 32 года:

– Мы долго думали, что же делать с капиталом. Ипотека? Мы – мусульмане, в исламе кредиты – харам, грех. На образование пустить? Тут не ясно, что завтра будет, а о годах наперёд думать в таких условиях глупо, решили мы. Мы продали капитал, добавили к нему свои сбережения, купили однушку. Сдаём её, так как у нас квартира есть.

Сабина, 28 лет:

– Скажу так: мы вложились. Продали капитал, полученные деньги и еще столько же сверху – всего 600 тысяч рублей – дали кому надо, чтобы мужа устроить на работу на хорошее место в одной из городских больниц. Он очень хороший специалист, просто самому куда-то устроиться в наших реалиях – невозможно. Обычной медсестрой устраиваются за взятку от 300 тысяч рублей.

Меседо, 46 лет:

– Скажу честно: в нашей семье дети появлялись не из-за материнского капитала. За то, что его дают, – спасибо большое, конечно. У меня семеро детей. Последний родился в 2008-м, через год мужа не стало. А мне детей поднимать надо. Деньги от капитала я разделила на две части: на первую сыграла скромную свадьбу старшему сыну, на вторую арендовала помещение, где с дочерями и невесткой готовим полуфабрикаты на продажу.

Наида, 37 лет:

– Мы планировали расширить жилье на материнский капитал – с четырьмя детьми сложно в двушке жить. А потом с мужем подумали-подумали и пришли к лучшему решению: сделали на все деньги инвалидности ему, мне и старшему ребенку. Длилось это всё недолго – мужу инвалидность аннулировали в прошлом году. Боимся, чтобы дело не возбудили. До меня и сына пока не дошли.

XS
SM
MD
LG